На форуме обсуждались проблемы конкуренции частного бизнеса и административного ресурса. Участники говорили о том, что именно сейчас важно усилить добросовестную конкуренцию, не препятствовать притоку частных инвестиций в региональную инфраструктуру. Без этого отечественная экономика не сможет показывать уверенный рост в будущем.
"Сегодняшняя российская экономика представляет собой госкапитализм, а в таких условиях говорить о конкуренции довольно сложно, потому что главный фактор, который препятствует развитию конкуренции, - это административный ресурс, - уверен сопредседатель "Деловой России" Александр Галушка. - Даже если частный бизнес может быть лучше по качеству предлагаемых товаров и услуг, лучше по технологиям, более оптимизированный по издержкам, если он сталкивается с административным ресурсом, то этот ресурс перекрывает все конкурентные преимущества бизнеса".
"На региональном и федеральном уровнях государство за последние 10 лет стало заниматься бизнесом гораздо больше, отчасти потому, что появилось больше денег", - говорит председатель совета директоров УК VessoLink Олег Бадера. Эксперт привел пример, когда в крупном городе все делается за счет бюджета. Например, организация перевозки пассажиров. "Для этого создается госкомпания, нанимается в штат тысяча человек и т. д. Во всем мире подобные задачи отдаются на откуп бизнесу. В этом случае город может получить гораздо больше прибыли, собирая налоги с предпринимателей, занимающихся этой деятельностью, - подчеркивает Бадера. - Например, в Сеуле все городские перевозки отданы на откуп частному бизнесу. Это привело к тому, что практически все городские перевозки обслуживаются автоматизированно, без привлечения живой рабочей силы. Потому что государство дало бизнесу четкий заказ и он исполнил его в наилучшем варианте, а государству это позволило сэкономить немалые средства".
Такое положение должно в корне измениться. На форуме Дмитрий Медведев
отметил, что все "дорожные карты" по улучшению инвестклимата направлены на рост конкуренции. Он напомнил, что в декабре прошлого года правительством была утверждена специальная "дорожная карта", которая предусматривает последовательные шаги по созданию условий для развития конкуренции в целом, включая инфраструктурную конкуренцию, снижение доли госсектора в экономике, разработку стандарта конкуренции в регионах. Эта работа запланирована до 2015 года. В нее должны быть включены все отраслевые министерства и ведомства, регионы и муниципалитеты.
"Бизнес хочет и может инвестировать в развитие регионов, - уверен Олег Бадера. - Но даже если между чиновником и бизнесменом подписано соглашение о сотрудничестве, особенно если это инфраструктурные проекты, то дальше соглашений работа не идет, так как, как правило, у чиновника уже есть там свой "бизнес" и ему невыгодно иметь дело со сторонним предпринимателем".
Конечно, такая ситуация не во всех регионах, но во многих субъектах Федерации, по словам самих представителей бизнеса, все происходит именно так. Чиновники попросту не хотят терять налаженный бизнес. Конкуренция - это битва приблизительно равных бойцов. Однако, по мнению экспертного сообщества, о равноправии между государством и бизнесом говорить пока не приходится.
Как отметил на форуме Дмитрий Медведев, по оценкам экспертов, ежегодный объем госзакупок составляет порядка 8 триллионов рублей. "В настоящее время доля субъектов малого и среднего бизнеса в этих 8 триллионах составляет не более 2%. Для сравнения: у американцев поставки малых и средних компаний, например для нужд армии через субконтракты, занимает 30%", - добавил премьер.
Как заявил на форуме Дмитрий Медведев, доля малых и средних предприятий в обеспечении работы компаний с госучастием к 2018 году должна достигнуть одной четверти. Власти РФ, по словам Медведева, намерены делать акцент на поддержку перспективных, высокотехнологичных предприятий. "Важно не только эффективно расходовать бюджетные средства, приобретая качественные товары и услуги по обоснованно рыночным ценам, но и сформировать устойчивый платежеспособный спрос на инновационные товары и научные разработки, генератором которых, как правило, являются небольшие компании", - заявил премьер.
Однако пока, по словам экспертов, государство не создает равных условий для конкуренции, а лишь старается дать всевозможные преференции госсобственности. Так, Конституция РФ гарантирует в равной мере защиту частной, государственной, муниципальной и иной собственности. Но на деле это оказывается совершенно не так. Даже на законодательном уровне госпредприятия имеют преимущества.
"Мы боролись за то, чтобы 159-я статья УК - мошенничество - перешла в частно-государственное обвинение, и без заявления потерпевших дело не возбуждалось, - говорит вице-президент "Деловой России" Андрей Назаров. - Мы этого добились, но появились так называемые исключительные случаи. Речь идет о причинении вреда при совершении преступления государству, например, муниципальному унитарному предприятию, госкомпании или госкорпорации, государственному или муниципальному имуществу и т. д. По сути это означает, что государственный и муниципальный капитал защищается строже, тем самым мы на уровне законодательства создаем неблагоприятные условия для бизнеса".
По словам экспертного сообщества, до тех пор пока будут существовать подобные законодательные ограничения, развитие добросовестной конкуренции между бизнесом и государством происходить не будет.