02.07.2013 10:42
Экономика

"РГ" выяснила, как липецкому селу удалось выжить благодаря огурцам

Как липецкому селу удалось выжить благодаря огурцам
Текст:  Ольга Глазунова (Липецк)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №141 (6117)
Недавно о селе Черкассы в Липецкой области узнала едва ли не вся Россия. Жители села установили памятник огурцу. Таким образом селяне увековечили "основу местной экономики" - выращивая этот овощ, население кормит себя, область и даже Москву. По этому поводу в Черкассах даже учредили свой праздник - День огурца, который отмечается каждое третье воскресенье июля. В канун праздника "РГ решила разведать секреты "огуречного бизнеса".
Читать на сайте RG.RU

Овощ на пьедестале

Черкассы отличаются от многих российских деревень. Во-первых, здесь хорошие дороги. Из 21 километра дорожной сети в селе не асфальтировано только метров 700. Но и этот участок, по словам главы сельской администрации Ивана Бутова, вскоре обретет асфальтовое покрытие.

Поразило и обилие клумб на улицах. Есть и дом культуры, и свой музей, и даже фонтан. Но самая главная достопримечательность - памятник черкасскому огурцу. Посмотреть на это чудо приезжали даже туристы из Америки.

- Идея установить памятник огурцу возникла неожиданно, - рассказывает Иван Бутов. - На одном из заседаний в области обсуждался вопрос - как сельским поселениям найти свою изюминку, свой бренд. Тогда знакомые журналисты подсказали - а почему бы не увековечить наш черкасский огурец, который кормил нас и в самые трудные годы, и сегодня? Конечно, утверждать, что село развивается исключительно благодаря огурцам, нельзя. Но заслуги сельских тружеников велики. Поэтому и мы установили памятник не просто огурцу, а черкасскому крестьянину.

Монумент обошелся селу в 100 тысяч рублей. Композицию высотой 2,5 метра из кованого железа изготовил елецкий кузнец Булат Гасанов.

Казачье наследство

Огурцы уже несколько столетий - символ Черкассов. Село в конце XVIII века основали донские казаки. И согласно легенде, привезли с собой семена диковинного для здешних мест овоща.

В былые времена огурцами занимался едва ли не каждый житель.

- В день с одного хозяйства собирали мешков двенадцать огурцов, - вспоминает сотрудница сельсовета Ольга Бутова. - Помню, когда была маленькой, вся сельская детвора помогала взрослым их выращивать и собирать. Затем отправляли на продажу на лошади или поездом. А позднее, когда в деревне появились автомобили, нанимали "газели" и везли продавать огурцы в Елец, в Москву.

О тех временах сельские труженики вспоминают с ностальгией. Рассказывают, что еще лет десять назад на огурцах за сезон черкасские овощеводы могли заработать на автомобиль. Сегодня же изменилось очень многое. И прибыли, и спрос, и покупатели.

- Раньше все было по-другому, - говорят фермеры. - Сажали в грунт, без пленки. А за первыми огурчиками на рынке выстраивалась очередь - за зиму покупатель успевал соскучиться по первым овощам. В день двести-триста килограммов можно было продать. Брали все подряд. Те, что покрасивее - в салаты. Мелкие, крючками - на засолку.

Сейчас технологии усовершенствовались, появились парники, более урожайные сорта. Но и покупатель стал более привередливым. Он уже не будет брать грунтовой мытый огурец, а купит тепличный - ровный, чистый и красивый. Да и спрос уже не тот. Ведь сегодня свежие овощи можно покупать практически круглый год. Впрок, на засолку они уже не востребованы.

Кстати, кормили селян не только огурцы, но и скотина. Корова в былые времена была на каждом подворье. Сегодня в селе буренок с десяток едва ли наберется.

"Огуречный сезон" в Черкассах начинается в марте и продолжается до октября

- Держать коров стало невыгодно, - говорят крестьяне. - Купишь бычка за 25 тысяч рублей, а через полгода за него всего 60 тысяч выручишь. Так что как ни крути, а огурец остается единственным нашим "кормильцем".

Не разгибая спины

Сегодня в Черкассах более семисот личных подсобных хозяйств. Но тех, в которых выращивают огурцы на продажу, можно сосчитать по пальцам. По словам главы сельской администрации Ивана Бутова, таких чуть более двадцати наберется.

Константин Карасев один из них. Он родился в Черкассах, "огуречным бизнесом" занимались его родители, затем хозяйство перешло к нему.

- Так и переросло это в семейную традицию, - рассказывает он. - А вот будут ли этим бизнесом заниматься мои дети, не уверен. Потому что это каторжный труд, лета для нас не существует.

Овощной сезон для семьи Карасевых начинается с марта, когда высаживается рассада, и длится до октября. В их хозяйстве под огурцы отведена основная теплица площадью 3,5 сотки и несколько поменьше - до 100 квадратных метров. В общей сложности в хозяйстве полтысячи огуречных плетей, с которых за два дня удается собрать до ста килограммов. Подсобных работников Карасевы не держат, все на своих плечах. Помогают родителям и дети-студенты.

- В сезон в огурцы минимум 10 тысяч вкладываем, - рассказывает Константин Карасев. - Это если не считать, сколько средств ушло на строительство теплиц. Основные затраты - на семена и пленку. Семена покупаем. Когда выращивали из своих, огурцы могли получиться и горькими, и не идеальной формы. А сегодня с таким товаром лучше на рынок не приезжать. Поэтому в последнее время берем голландские гибриды.

Сегодня черкасские овощеводы реализуют свою продукцию в основном на рынках ближайших райцентров - в Ельце, Лебедяни, Данкове. А вот с сетями и магазинами не сотрудничают. Там, как правило, огурцы закупают на оптовых базах, где они в разы дешевле. "Но и столько души в них не вложено", - уверены селяне.

- У меня рука не поднимется отдавать свои огурцы по 6 рублей за килограмм, - поясняет Карасев. - Да и не выгодно это - чтобы окупить затраты, минимум по 30 надо продавать.

Поэтому нагружает овощами свою легковушку и каждый день после основной работы отправляется в Елец на рынок торговать. Здесь его знают, за многие годы сформировалась своя клиентура, которая предпочитает экологически чистые огурчики, выращенные на родной земле. За день удается реализовать до ста килограммов.

Консервировать огурцы на реализацию Карасевы пока не решаются.

- Слишком это затратно, - вздыхает Константин. - Нужно тару закупать, решать вопросы с хранением, контролирующими службами, искать рынки сбыта... И удастся ли на этом заработать - большой вопрос. Ведь и капусту позднюю по этой причине давно бросили сажать.

- Если раньше за сезон можно было на огурцах на машину заработать, то теперь вырученных денег хватит только на то, чтобы ее "переобуть" и заменить аккумулятор, - подводит итог Карасев. - Если поделить выручку с огурцов на всех членов семьи, то в месяц получается по две с половиной-три тысячи на человека. А труд наш, прямо скажу, - каторжный. Но бросить не могу - привык. И семейному бюджету пусть небольшое, а все же подспорье. Да и дети - студенты, их нужно одеть-обуть.

И остальные селяне об огурцах все чаще отзываются скептически. Гораздо проще, рассуждают здесь, найти хорошую работу в городе. Но совсем отказываться от "огуречного бизнеса" не хотят. Кто же тогда будет кормить Россию, если деревенские отправятся из села в поисках лучшей доли?

Кстати

Вслед за Черкассами памятник своему овощу-кормильцу решили установить и соседнем поселке Соколье Елецкого района. Здесь решили увековечить картошку. Идея установить монумент "второму хлебу" возникла неслучайно. Здесь находится опытная станция по селекции картофеля, где трудится подавляющее большинство селян. Есть сведения, что до революции здесь работал агрономом будущий писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей Михаил Пришвин. В советское время станция являлась всесоюзным поставщиком элитного семенного фонда картофеля. Здесь действовало научно-практическое подразделение ВНИИ картофеля. Но главный аргумент - как черкасский огурец выручал своих жителей в трудную пору, так и жителям Соколья картофель помогал выжить и в годы Великой Отечественной войны, и в тяжелые послевоенные годы. Важнейшим продуктом питания он остался и сейчас.

АПК Липецкая область Центральная Россия