Олег Гарибальдиевич, вступление России во Всемирную торговую организацию многие восприняли негативно. Поддержка слабых отраслей экономики со стороны государства, таких как сельское хозяйство, теперь затруднено. Вы сами выстраивали и возглавляли крупный пищевой холдинг и знаете отрасль изнутри. Чего ждать? Чего бояться?
Олег Кузичкин: Бояться не надо. Нужно адекватно оценивать ситуацию, свои силы, и концентрироваться на возможностях. Да и что изменилось со вступлением в ВТО? Конкуренция в России была и до подписания договора, форматирование рынка происходит постоянно. Кто хотел развиваться - уже создал серьезные компании, а кто на протяжении десятилетий работал, шантажируя и требуя постоянной поддержки, стал невостребованным. ВТО для такого "бизнеса" - смерти подобна, как и любая конкуренция в принципе.
Что касается сельского хозяйства, уверен, аграрии Краснодарского края, Белгородской, да и Самарской областей с Вами могут не согласиться. Здесь развитие не останавливалось ни до, ни после ВТО. Конечно, значительная часть территории России - зона рискованная для сельхозотраслей. Но, заметьте, во-первых, земля всегда кормила эту страну. Во-вторых, взгляните на прилавки наших супермаркетов - добрая половина всех овощей и фруктов из Израиля. А это вообще пустыня! Значит всё дело в подходе. ВТО подталкивает тех, кто воспринимал сельское хозяйство как нечто безысходное, по определению нерентабельное и требующее постоянной поддержки, учиться воспринимать своё дело как бизнес. А это планирование, расчет рисков, делегирование, инвестирование, контроль качества, маркетинг…
Со всем этим у многих фермеров не очень. Планировать и рассчитывать риски - не умеют, делегировать - боятся. Инвестировать в себя - не считают нужным. Контроль качества, с их точки зрения, - лишняя трата времени. Маркетинг - вообще ругательство! С такими принципами никакое развитие невозможно. Такой бизнес обречен и ВТО для него только ускоритель необратимых процессов.
Однако я уверен: для тех, кто хочет развиваться, всемирная торговая организация - это море возможностей. Но надо понимать, что выгоды от ВТО не получаются автоматически. Во-первых, придется активно участвовать в работе этой организации. Во-вторых, государство на всех уровнях должно поддерживать модернизационный сценарий развития.
То есть от господдержки, на Ваш взгляд, давно пора отказаться?
Олег Кузичкин: Ни в коем случае. По тем направлениям, где у государства есть возможность защиты отечественных товаропроизводителей таможенными пошлинами, нужно использовать переходный период, чтобы выстроить конкурентоспособную кредитную политику. Но прямое финансирование отрасли, на мой взгляд, развращает. К примеру, если фермер производит свинину по высокой цене и неконкурентного качества, то закупать у него продукцию за госсчет - преступление. Это не только деньги на ветер, это еще и тормоз развития фермера. А вот помощь в развитии технологий на его ферме, введение контроля качества - это гарантия его будущей конкурентоспособности.
Но технологии - это все же будущее, а демпинг со стороны иностранных поставщиков мяса уже сегодня.
Олег Кузичкин: Антидемпинговые меры условиями ВТО не запрещены. А модернизация - это объективная необходимость. Иначе - смерть отрасли в недалеком будущем.
К примеру, в Самарской области, по официальной информации, остаток нереализованного мяса свиней в живом весе составляет 1415 тонн. Но для современной мясоперерабатывающей отрасли это мясо не подходит, так как важны уровень pH, соотношение жировой и мышечной ткани, тугоплавкость шпика, качество обработки, температура поступающего сырья. А фермеры не обращают на эти факторы внимание. Для них главный показатель - прирост веса. Но ведь от качества сырья будет зависеть качество произведенных полуфабрикатов, деликатесов, колбасных изделий. Для перерабатывающей отрасли сырье - это огромная проблема. Качественное мясо - днем с огнем разыскивается.
А везти сырье из той же Белгородской области - это дополнительные затраты на логистику и уменьшение времени хранения. Выход один - модернизация АПК и введение контроля качества на всех этапах производства сырья. Тогда животноводство в отдельно взятой Самарской области и во всей России не просто выживет, а будет эффективным и конкурентоспособным, готовым даже покорять европейские рынки.
Важно, что есть понимание ситуации на государственном уровне. В настоящий момент, например, в Самарской области разрабатывают такие меры поддержки аграриев, которые можно будет использовать и в условиях международных договоренностей. Самарский губернатор Николай Меркушкин обозначил развитие агропрома в качестве одного из приоритетов развития губернии и лично контролирует отрасль. Это внушает уверенность!
Еще один вектор развития, на мой взгляд, это восстановление горизонтальных связей между регионами России и стран СНГ. Региональное разделение труда, которое применялось в Советском Союзе, может оказаться эффективным и в современных условиях. Это не возвращение к плановой экономике, но план должен быть!
Парадоксальная ситуация получается: о ВТО было известно заранее, государство помощь оказывало и сейчас, после подписания договора, находит способы оказывать, а сельское хозяйство как было среди аутсайдеров, так и осталось. Почему?
Олег Кузичкин: Для того чтобы машина работала, мало залить в бак топливо и повернуть ключ зажигания. Надо, чтобы уровень масла был в норме и аккумулятор не севший. В нашей "машине", на мой взгляд, не все в порядке с уровнем "масла". "Маслом" в экономических, а также общественных процессах служит доверие.
Знаете, британский историк и экономист Джеффри Хоскинг написал правильную книгу про доверие, деньги, рынок и общество. Так вот в современной России не хватает доверия. Тут каждый найдет пример из жизни: если мы что-то покупаем, то почти всегда стараемся выбрать иностранное. Потому что не доверяем друг другу. Потому что знаем, что и как делается. А сельчане, фермеры часто самим себе даже не доверяют, не уверены в своих способностях и возможностях. Какая тут конкурентоспособность?
Но есть и позитивные примеры. Для меня самый очевидный - группа компаний "Фабрика качества", которую я создавал. С самого начала строилась на одном единственном принципе: нельзя обмануть доверие. Нельзя разочаровывать потребителя, заявив сначала высокое качество, а потом снижая его ради мимолетной прибыли. Нельзя обманывать сотрудников предприятия, теряя их мотивацию к качественному труду. Нельзя подводить партнеров и кредиторов. Итог - стабильно развивающаяся, современная кампания, занимающая около 80% регионального рынка полуфабрикатов, деликатесов и колбас. Плюс строящиеся заводы не только за пределами Поволжья, но и за пределами России.
В некотором смысле и Ассоциация мясной и перерабатывающей промышленности, которая создана по инициативе и при поддержке министерства сельского хозяйства и продовольствия, решает ту задачу: через обучение и консультации, через объединение всех участников производства - от производителей сырья до переработчиков и торговых фирм. Всем нам предстоит заново научиться доверять друг другу. Я уверен в этом на 100%, для развития в условиях ВТО нужно восстановить в первую очередь доверие. Как ни странно, деньги в экономике - не главное!
Какие меры и кто должен предпринять для решения этой задачи, ведь фактически Вы ставите вопрос о смене менталитета?
Олег Кузичкин: Россия - страна, в которой главным консерватором и главным реформатором одновременно всегда являлось государство. Это еще с Петровских и Екатерининских времен. Все что выходит за пределы этой логики - революционные сломы, которые в первую очередь ломали то, что было наработано - 1917, 1991 годы.
Государственные меры поддержки должны быть. И правильно ставить вопрос о льготном кредитовании отраслей сельского хозяйства и сельхоз-переработки. Чтобы понять актуальность вопроса, достаточно сравнить ставки по кредитам для фермеров в Евросоюзе и у нас. Возможно, потребуются некоторые налоговые амнистии для малого и среднего бизнеса в АПК. Программы по введению контроля качества. Важный фактор - развитие инфраструктуры на селе, чтобы качество жизни в городах и в деревне отличалось не столь разительно.
Важна роль профессиональных ассоциаций, где обсуждаются отраслевые проблемы, устанавливаются связи и формулируется корпоративный запрос. Это важно даже на низовом уровне, ведь профсоюзы - это не только головная боль для работодателя, но и партнер.
Каковы на сегодняшний день основные проблемы в пищевой промышленности в связи с новыми условиями?
Олег Кузичкин: В России сейчас явный дефицит высокоэффективных технологий и современного высокопроизводительного оборудования. Есть данные, что в отечественной пищевой и перерабатывающей промышленности соответствуют мировому уровню только пятая часть оборудования. То есть около 80 процентов производств требуется серьезное обновление. Оставшиеся 20 процентов - это лидеры отрасли, вроде "Фабрики Качества" в Поволжье.
Но соотношение 20-ть к 80-ти - не нормальное для развития отрасли в целом. Общаясь с представителями малого и среднего бизнеса, я вижу: они не осознают серьезность происходящих изменений и не хотят меняться. Любые критику, советы и указание на недоработки воспринимают как обвинение, в штыки. Метод страуса, прячущего голову в песок и при этом просящего господдержки, уже не работает.
Важно понять, что главная проблема не в деньгах, а в том, что большинство аграриев, да и многие представители перерабатывающей отрасли, до сих пор не готовы модернизировать своё сознание. А разруха, как мы помним, в головах.