02.07.2013 00:51
Власть

Радзиховский: Для политического сознания россиян характерно отрицание

Текст:  Леонид Радзиховский (политолог)
Российская газета - Федеральный выпуск: №141 (6117)
Последнее время в СМИ только и разговоров, что про законы об "оскорблении чувств верующих", о "запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних" или о проекте закона об оскорблении чувств "верующих в Победу", и еще ряд громких инициатив того же рода.
Читать на сайте RG.RU

В спорах об этих законах чувствуется нарочитость. Как говорил Горбачев: "Нам тут подбрасывают..." Дело не в самих юридических формулировках. Скажем, абсолютно разумно запретить пропаганду гомосексуальных связей среди несовершеннолетних (интересно, правда, кто, где ведет подобную пропаганду, т.е. какова актуальность закона). Проблема совершенно в другом. "По форме - правильно, а по существу - издевательство". Эта универсальная формула Ленина хорошо описывает многие (большинство!) политические и пиаровские события в нашей стране. Стоит приложить ее и к практическим последствиям данных начинаний.

Например, тот же закон против пропаганды гомосексуализма "в народе" воспринимается куда проще и злее - как "закон против педерастов". И часть граждан слышит тут долгожданное "ату их!". Если мы читаем, что насмерть забили какого-то гомосексуалиста, а убийцы объясняют: "Я их ненавижу, потому что я - патриот!", то что это? Это вот такое "вольное прочтение". И, разумеется, когда принимается тот или иной закон, необходимо прежде всего просчитывать последствия. "Бросая камешки в воду, гляди на разбегающиеся от них круги". Если вот такие - вполне очевидные в нашей атмосфере - последствия не входят в реальные планы авторов законов, то тогда надо их микшировать с помощью ТВ-пропаганды. Например, с удвоенной энергией разъяснять, что в России согласно закону, как это ни странно, преступление совершает не тот, кто является геем, а тот, кто его за это избивает, унижает, преследует иными способами.

Разжигать ненависть - да еще на сексуальной, национальной, религиозной почве - необыкновенно легко. Достаточно самому болеть и чихать словами - вирусы передадутся воздушно-капельным путем. "Есть речи - значенье/ Темно иль ничтожно, /Но им без волненья/ Внимать невозможно". Например, речи о подлости и опасности "чужих". В быту люди в нашей стране, как мне кажется, в подавляющем большинстве вполне миролюбивы и рациональны. "Они - люди как люди, обыкновенные люди, и милосердие иногда стучится в их сердца". Люди разумны. А вот идеологические координаты, в которых мы живем, - неразумны. Дело даже не в тошнотворной, "жлобской" виртуальной агрессии со всех сторон. Почитайте любой политизированный сайт - и можете не ездить на курорт, грязевую ванну вы уже приняли. Но и эта агрессия "пикейных троллей" - всего лишь симптом, следствие.

Куда более серьезная причина - в общей парадигме политического сознания в нашей стране. Первично - отрицание. "И вся-то наша мысль есть - борьба". Наша политическая культура - контркультура, сознание - контрсознание. Например, "длину патриотизма" меряют линейкой антиамериканизма. Первична не Россия с ее проблемами - а Америка с ее кознями. Кто-то продекламирует целую геополитическую поэму, другой скажет короче: "Америка - параша, победа будет наша" (логическая взаимосвязь между двумя частями этой фразы кажется самоочевидной). Так или иначе, о России говорят как об "антиАмерике". Самоопределение не позитивное, а путем "отрицания отрицания". Если допытываться о "положительной программе", можно услыхать повторение мантр про "инновации" и "нано-борьбу с коррупцией", а потом все равно прорвется куда более живой и энергичный рассказ про... бяку-Америку. "Если в кране нет воды - значит, выпили Враги".

Такие же базовые структуры и у дем-шиз-сознания.Путинофобия: демократичность и порядочность измеряются силой злобы в отношении "режима", а на месте хоть какой-то положительной программы - бодрое "незабудемнепростим". Креативно так... В противостоянии "охранителей" и "демшизы" общество пародирует традиции, "коды раскола" XVII-XVIII веков, вот уж точно "незабудемнепоймем". "Две России" - манихейская нетерпимость. Но пока в "образе врага" заокеанский Серый Волк (он же - козел отпущения), это лишь словесная игра в Мальчиша Кибальчиша. Да, игра оскорбляет разум, подменяет его конспирологическими мифами, дает отпущение вполне реальных грехов тем, кто совершает подвиги в борьбе с мнимой угрозой, демонстрирует комплекс Эллочки-людоедки по отношению к "вандербильдихе", все прелести неуверенной в себе мании величия... Энергия общества тратится на ТВ-войну с ветряными мельницами.

Это нелепо, смешно, но все же безопаснее, чем бороться с "осязаемыми согражданами" - "плохишами". Вот тут уже может начаться опасная спираль: дискриминация - сопротивление - "холодная гражданская война".

Конечно, традиционалистское большинство ("ядро") общества твердо знает, что их этнос, вера, идеология и, уж конечно, сексориентация - единственно верные, а остальные - Чужие, в большей или меньшей мере от Лукавого, "отклоняются от Вертикали". Такой "моральный кодекс феодализма" вполне естественен, из него выросли все общества и государства мира. Но именно - выросли!

В XXI веке обязанность власти - не поощрять этот взгляд. Да, большинство, как правило, "рефлекторно охранительно" служит опорой всякой власти. И тем не менее правовой и этический фундамент современного государства таков : перед законом, как перед законами Природы, каждый гражданин страны равен другому, нет "более равных", нет "первого" и "второго" сорта. И роль государства не в том, чтобы легитимировать раскол, "назначая плохих" и подавляя их, а в том, чтобы смягчать неизбежное противостояние разных групп общества и помогать им приходить к компромиссам.

Позиция