02.07.2013 00:25
Авто

Корреспондент "РГ" сравнил автотрассы Германии, Польши и России

Корреспондент "РГ" на трассах Германии, Польши и России выяснял, без чего не может быть дороги
Текст:  Тарас Фомченков
Российская газета - Федеральный выпуск: №141 (6117)
Автотуризм стремительно завоевывает сердца отпускников, в пиковый сезон на границе то там, то тут образуются многокилометровые пробки. Для придорожного бизнеса это увлечение манна небесная. Автозаправки, кафешки, мотели и стоянки... На оживленной трассе все это может принести неплохую прибыль. Автопутешественников, правда, на наших дорогах раз два и обчелся, говорят опрошенные "РГ" эксперты турбизнеса, не те у нас дороги...
Читать на сайте RG.RU

Вот мы и решили сравнить. Дорога, надо сказать, это не только лента шоссе, убегающая за горизонт. Чтобы автотуристы и водители грузовиков в пути чувствовали себя комфортно, необходима хорошо отлаженная специальная инфраструктура. В этом я убедился на собственном опыте во время поездки с дальнобойщиком "Совтрансавто" Николаем Якушиным. Две недели мы не вылезали из кабины грузовика, колеся по Германии, Польше, Белоруссии и России. И этот опыт, надеюсь, поможет тем, кто сегодня отправляется в дорогу, решив провести отпуск на колесах.

На самом деле, конечно же, дороги в первую очередь не может быть "без дороги". И знаете, что удивило? Трассы в Западной Германии хуже, чем в Восточной! Впрочем, причина, оказывается, лежит на поверхности. После объединения страны все силы и средства были брошены на восстановление и замену дорожного покрытия бывшей ГДР. А вот для западных немцев денег уже не хватает. В результате здесь часто на дорогах, как и в России, можно видеть заплаты и "ямочный" ремонт. Но, даже несмотря на это, ехать вполне комфортно!

А польские дороги только недавно стали похожи на немецкие, до этого ездить по трассе было сплошным мучением, вспоминает Николай Якушин. "Очень узкое полотно, практически отсутствующая обочина, однако еда в придорожных кафе всегда была дешевле, а каждая стоянка оборудована отапливаемыми удобствами", - рассказывает он.

Обочина - это особый разговор. Как же в дороге без нее. У нас на той же трассе М1 "Беларусь", которая, впрочем, вполне заслуженно считается одной из лучших в стране, обочина представляет из себя жуткую смесь из грязи и следов большегрузов. А за границей обочина - это продолжение дороги. То же покрытие, но отделенное от полос разметкой. Как это удобно и практично! Дорога в любую погоду остается чистой, так как на нее не летят комья грязи со стороны.

Что касается автотуризма, то первое место я бы отдал Германии. Места для отдыха в пути здесь на выбор. Самый бюджетный вариант - "лесная стоянка". Каждая магистраль через определенное количество километров имеет "карман", где помещаются 5 - 10 фур и легковушки. Здесь нет магазина, но зато всегда есть скамейки и туалет. Причем, что может показаться удивительным российскому путешественнику, с полотенцами и горячей водой. И, главное, чистый!

Другой вариант более затратный, это так называемый аутохоф. Большая стоянка с душем, туалетом (то и другое стоит в сумме 2 - 3 евро). Есть магазин и кафе. Обычно такие "постоялые дворы" располагаются при бензозаправках. За въезд платишь 6 - 10 евро. На такую же сумму выдают талоны на питание. В результате ночевка, если уложиться с едой в эту сумму, в аутохофе получается "условно бесплатной". Но кушать все-таки дешевле - в Польше: практически в два раза. А порции! Нигде в России за 250 - 300 рублей нельзя получить полноценный обед с огромной тарелкой супа, большой порцией мяса с гарниром, салат и чай. В Германии порции не меньше. Но стоят они совсем других денег. Помню, в одном из "автохофов" свиная отбивная с картошкой и салатом стоила 11 евро.

Переночевать еще можно в мотелях. Но это стандартный вариант, и проблем с выбором у автотуристов, уверен, не будет. Но, честно говоря, я в них заглядывал только из любопытства. Неделя в кабине грузовика для меня стала отдыхом, да и запомнилась гораздо ярче, чем ночевки в самых лучших отелях мира.

Дороги, конечно, не может быть без порядка на ней. Это и организация движения, и наличие дорожных знаков и указателей, и понятная разметка. Поразило информирование о пробках. Загодя (за несколько километров!) на обочине автобана выставляются мобильные щиты, которые предупреждают, что впереди затор. И обязательно по пути есть съезд с дороги, по которому можно эту пробку объехать. И никаких "засад" дорожной полиции в кустах.

Да! Совсем забыл. За границей очень любят ставить на обочине неприметные авто без опознавательных знаков. В них сидит сотрудник полиции, который фиксирует нарушения. И если вы едете, например, с превышением скорости, то будьте уверены - вас обязательно остановит следующий патруль, предъявит запись с камеры наблюдения и выпишет штраф.

Очень много делается для того, чтобы избежать на трассе случайных аварий. В Германии и Польше вдоль дороги стоят аккуратные заборчики из сетки, чтобы под колеса не выбегали дикие животные. В Польше даже пошли чуть дальше - помимо ограждения через определенное расстояние над дорогой прокладывают мосты для перехода животных. В Германии я видел небольшие стада диких косуль, пасущихся в каких-то 15 метрах от проезжающих машин.

В России такого нет нигде, по крайней мере Николаю Якушину, опытному и бывалому водителю, ничего подобного не известно. Поэтому тела сбитых животных на отечественных дорогах можно встретить сплошь и рядом. А ведь это прямая угроза безопасности дорожного движения.

Но все-таки главное, без чего не может быть дороги, это люди!

Те, кто убирает мусор вдоль трассы, кстати, в последнее время они появились и в России. По крайней мере вдоль М1 в Белоруссии, что в России мне встречалось множество уборщиков. Это те, кто следит за безопасностью дорожного движения. Но не на стационарном посту или в укрытии, а реально и без остановок ездит по своему участку.

Те, кто кормит, поит и дает отдых путешественникам. Надо сказать, что в России в последнее время тоже стало появляться множество придорожных кафе и мотелей, и здесь можно дать простой совет - если вы видите, что около них стоят грузовики дальнобойщиков, то можете смело останавливаться. Значит, там дешево и вкусно.

Собственно, все это и есть инфраструктура. И когда вместе сложатся все ее "кирпичики", путешествие на собственном автомобиле хоть по России, хоть за границей превратится в сплошное удовольствие с множеством приятных впечатлений.

Советы в дорогу

Если вы задумали ехать на своем автомобиле за границу, учтите советы опытных водителей.

Перво-наперво купите автомобильную страховку и наклейку RUS. Можно это сделать непосредственно в России, а можно, например, на границе нашей страны с любым из Прибалтийских государств или с Белоруссией. Мест, где продают страховку, достаточно много, промахнуться мимо них сложно, но цена "у границы" будет процентов на 10 - 20 меньше. В среднем на месяц GreenCard обойдется около 3 тысяч рублей. Про наклейку RUS и говорить не стоит - ее можно приобрести в любом магазине автозапчастей за пару десятков рублей.

Для автопутешественников в каждой из стран свои правила. Например, при въезде в Польшу очень тщательно проверяют внешний вид и техническое состояние автомобиля. Если одна из ламп не горит, авто могут не пустить в страну. Для путешествия по Италии необходимы светоотражающие жилеты. Их надо иметь не только в машине, но и надевать, выходя из нее, при поломке или остановке на трассе, причем независимо от времени суток. А вот в Германии очень строго относятся к противотуманным фарам и за их использование не по назначению грозит большой штраф.

Но вот вы уже за границей и катите по автобану. Стоит помнить, что большинство дорог Европы платные, поэтому лучше заранее определить маршрут. При этом в таких странах как Франция, Италия, Хорватия, Испания существует покилометровая плата за проезд. Оплачивать, соответственно, можно по-разному. Или наличными деньгами, или с пластиковой карточки. В странах, где взимается дорожный сбор, подтверждением оплаты служат этикетки, наклеенные на внутренней поверхности лобового стекла. Их можно купить в приграничных пунктах обмена валют или на заправках. Выглядят они как обычные маленькие наклейки. При транзите, чтобы не менять деньги и не тратить время, удобно рассчитываться за проезд по платной дороге пластиковой карточкой.

А теперь можно более-менее расслабиться. Загрузив в навигатор карту маршрута, по ней очень легко рассчитать время в пути до места отдыха или того города, который для вас станет конечной точкой.

А возвращаясь из-за границы, вспомните, что не всё можно везти с собой домой. Вернее, почти всё можно, но в строго определенных количествах.

Норма алкоголя не более трех литров на человека. Так что, если вам очень понравилось чешское пиво или французское вино, не стоит набивать ими весь багажник. Правда, с уплатой пошлины в 10 евро за литр можно ввозить до 5 литров. Но больше - полный запрет!

Кроме этого, есть понятие "неделимого товара", весящего больше 35 килограммов. В эту категорию, например, может входить крупная бытовая техника или мебель. Например, вы можете ввезти телевизор беспошлинно, если он весит меньше 35 килограммов и по стоимости не превышает 1500 евро. В то же время, если у вас габаритный товар стоит меньше 1500 евро, но весит более 35 килограммов, то за ввоз надо будет платить пошлину. И, наконец, сувениры. Если они не относятся к антикварным предметам большой стоимости, можно провозить их в любом количестве. Приятного путешествия!

Где найти Wi-Fi

Денис Кусков, генеральный директор агентства "ТелекомДайли":

- Те, кто первый раз едет по Западной Европе и привык, что в каждом "бистро" можно в крупных городах России получить доступ в Интернет по Wi-Fi, стоит на это особо не рассчитывать. В основном владельцы кафешек извлекают из этого выгоду и торгуют доступом в Сеть как чашкой кофе.

А если и есть бесплатный Wi-Fi, то по европейским требованиям надо зарегистрироваться, назвать свое имя, гражданство и только после этого можно получить доступ на несколько минут (не более получаса). Также будет ограничение по скорости и объему передачи информации. Конечно, на просмотр почты, текстовых файлов этого будет достаточно, а вот фото и видео уже с трудом уместится. В Восточной Европе ситуация лучше, но все равно там кафешек с доступом в Сеть в два раза меньше, чем в России. У нас же доступность Wi-Fi в каждой кафешке в городе или даже на АЗС крупной компании на людной трассе объясняется тем, что у нас многие операторы связи предоставляют такой доступ в рамках своих рекламных или других проектов.

Если говорить о гостиницах, то здесь наши отели ненамного перегнали европейские. В основном в Европе есть Wi-Fi в холле гостиницы, но он не всегда бесплатный. А в самом номере за доступ в Сеть посетитель платит либо отдельно, либо это закладывается в стоимость проживания. И постояльцу выдается пароль, который надо вводить каждый раз, когда входишь в Интернет.

Подготовила Татьяна Шадрина

Дороги