За семь лет в ОАК вошли свыше 100 авиапредприятий и конструкторских бюро. По сути, это целая отрасль, оценил президент. И производственные показатели хорошие: доведен до серийного производства ряд моделей нового поколения, с 2007 года удвоился выпуск самолетов. В прошлом году были собраны 104 машины. Портфель заказов превысил триллион рублей.
"Ритмично выполняется государственный оборонный заказ, - констатировал Путин. - Успешно пройден первый этап испытаний самолета Т-50 ПАК ФА. Все готово для запуска в серию модернизированного транспортного Ил-476".
Но еще очень много сложностей, ведь авиапром пропустил цикл модернизации, что сказывается до сих пор. "Отрасль была разгромлена", - не скрывал Путин. Конкурировать на мировом рынке разрозненные предприятия не могли.
Но с появлением ОАК все изменилось. В разработку новых моделей гражданских самолетов (например, "Сухой Суперджет 100" и МС-21) были вложены серьезные средства, и они начинают приносить отдачу - воплощаться в заказы и контракты.
Путин призвал нарастить объем продаж российских самолетов. "Солидный пакет заказов - ключевая гарантия долгосрочного устойчивого развития отрасли", - пояснил он.
Похвалив авиастроителей за Ле Бурже, где российская техника продемонстрировала сильные стороны и были подписаны крупные соглашения по поставкам, президент пояснил: чтобы поставить их "на поток", нужна грамотная работа с заказчиками, эффективные финансовые инструменты сопровождения.
"Необходимо создать системный механизм поддержки продаж отечественной авиатехники", - решил Путин. Причем ориентирован он должен быть не на единичные сделки, а на постоянную работу с покупателями - и внутри страны, и за ее пределами. Глава государства указал подготовить конкретные предложения на этот счет.
Инвестиционный цикл производства самолетов достаточно длительный, и важно создать запас финансовой прочности, продолжил президент. Нужно избежать "непомерной долговой нагрузки и финансовых разрывов", пояснил он и поручил правительству проработать соответствующие меры.
На мировом рынке цена самолета и его характеристики решают многое. Но принципиальный вопрос - качественное сервисное обслуживание, налаженная сеть поставок запчастей, работа современных центров подготовки пилотов, подчеркнул Путин. Нужно, чтобы российские самолеты - где бы они ни эксплуатировались - всегда вовремя и в нужном объеме получали необходимую сервисную поддержку, заключил он и указал ОАК обратить на это внимание.