Для отправителя груза все выглядит проще простого: в специальные формы на сайте необходимо ввести задание - что, когда и куда предстоит доставить. Одновременно указываются условия перевозки, вид транспорта, например рефрижераторы для скоропортящегося товара. Логистам остается только предложить цену. Если она устраивает заказчика, заключается договор в бездокументарной форме и закрепляется ЭЦП прямо на сайте. Помимо прочего, такая схема позволит собственникам проконтролировать логистические подразделения своих предприятий на предмет "откатов". По некоторым данным, с их использованием в области заключается до трети договоров на грузоперевозки.
Инициатором разработки электронной площадки выступила Южно-Уральская ТПП. Она же, по словам председателя комитета по транспорту и логистике Светланы Мячковой, совместно с Челябинским региональным агентством экономической безопасности и управления рисками возьмет на себя "фильтрацию" участников торгов на предмет добросовестности. Это позволит отсечь фирмы-однодневки и использование мошеннических схем. Нарушения же договоров будет разбирать третейский суд.
На этом преимущества проекта заканчиваются и начинаются узкие места. Так, по словам экспертов, в Челябинской области уже имеются электронные площадки сходного назначения. Рейтинги перевозчиков, которые они ведут, позволяют делать выбор в пользу того или иного участника рынка. Пусть эти ресурсы не столь прозрачны и обладают более скромным функционалом - за счет того, что появились раньше, они изначально имеют преимущество по числу предложений. Более того, это преимущество сохранится, ведь альтернативные ресурсы не замыкаются в пределах области, тогда как будущая интернет-биржа принципиально заточена под местных игроков.
Уже не раз мы наблюдали, как стремление поддержать "своих" ограничительными мерами выливается в сужение товарного предложения и рост цен. Сохранить конкурентоспособность нового электронного ресурса и снизить стоимость перевозок отчасти поможет использование транспорта вскладчину несколькими фирмами. Но обратной стороной медали станет усложнение логистики, на что согласится далеко не каждый грузоотправитель. Разрешить эти сомнения удастся только осенью, когда транспортная интернет-биржа начнет работу.