04.07.2013 00:33
В мире

Самолету Моралеса не дали пролететь над Европой из-за Сноудена

Экс-сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден невольно стал причиной громкого дипломатического скандала на высшем уровне
Текст:  Виктор Фещенко
Российская газета - Федеральный выпуск: №143 (6119)
Экс-агент ЦРУ Эдвард Сноуден, абсолютно ничего не делая, доставил проблемы президенту Боливии Эво Моралесу. Из-за подозрений в присутствии беглеца на лайнере главы латиноамериканского государства сразу несколько европейских стран закрыли воздушное пространство боливийскому лидеру.
Читать на сайте RG.RU
Самолет Эво Моралеса обыскали в Австрии

Моралес возвращался на родину с форума экспортеров газа в Москве. На пресс-конференции в российской столице он заявил о возможности предоставления Сноудену политического убежища в Боливии. Фраза сама по себе ничего не гарантирующая. Такие же с начала истории беглого агента произносили уже несколько глав государств. Однако Франции и Португалии ее хватило, чтобы закрыть свое воздушное пространство для первого лица Боливии, видного антиамериканиста и друга усопшего лидера Венесуэлы Уго Чавеса. Чуть позже к демаршу присоединились Испания и Италия. Таким специфическим образом Евросоюз, видимо, решил отомстить человеку, в свое время национализировавшему всю боливийскую нефть. Именно Моралес отобрал жирный кусок у транснациональных, в том числе европейских, нефтяных компаний.

Особый цинизм действиям европейцев придает тот факт, что Франция закрыла Моралесу воздушное пространство за час до его подлета к нему. В связи с этим самолету с бортовым номером FAB-001 пришлось совершить вынужденную посадку в Вене. У Австрии на сей счет возражений не нашлось. По словам министра иностранных дел Боливии Давида Чокеуанка Сеспендеса, действия Франции и Португалии "являются дискриминационным актом, который несет риск для жизни главы государства и путешествующих с ним". Глава МИД Боливии также пояснил, что Сноуден не находится на борту, так как провезти лишних пассажиров в президентском самолете невозможно.

В то же время Сам Моралес расценил эпизод как попытку "заткнуть нам глотку в нашей борьбе против их политики экономического превосходства". Чокеуанка увидел в посадке президентского самолета "заговор США". Президент Аргентины Кристина Киршнер назвала действия европейских властей "невозможной безнаказанностью". Она сообщила, что инцидент стал поводом для созыва экстренной встречи Южноамериканского союза наций UNASUR, которая пройдет в конце этой недели.

Вице-канцлер Австрии Михаэль Шпинделеггер, тем временем, заявил, что власти альпийской страны обыскали самолет Моралеса и никакого Сноудена там не нашли. После этого европейские страны вновь дали разрешение Моралесу на пролет над их территорией.

Эпизоды, когда государства запрещают лидерам других стран пролет над своей территорией, крайне редки. Обычно все придерживаются Венской конвенции, нормы которой устанавливают, что нельзя чинить препятствия полетам самолетов глав всех государств, так как они обладают иммунитетом. Последний такой случай произошел в конце мая 2011 года. Тогда Иран отказал самолету канцлера Германии Ангелы Меркель в пролете через свое воздушное пространство. Два часа шли переговоры диспетчеров, были подключены наземные службы. И только когда топливо было уже на исходе, Иран наконец разрешил пролет над своей территорией.

Комментарий

Упрекать власти стран Западной Европы в нарушении норм международного права нельзя. Как пояснил "РГ" официальный представитель "Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ" Николай Ивашов, "любое государство имеет право на принятие мер по обеспечению безопасности своего суверенного воздушного пространства. Предоставить или не предоставить свое суверенное воздушное пространство для пролета того или иного воздушного судна - будь то самолет первого лица другого государства или, например, пассажирский самолет частной авиакомпании - прерогатива каждой конкретной страны. При принятии такого рода решений государство может исходить из своих интересов и соображений безопасности". Кроме того, по словам Ивашова, государства имеют право отказать в открытии своего воздушного пространства в любой момент, "даже тогда, когда воздушное судно находится уже на подлете".

Боливия Австрия