04.07.2013 00:05
Культура

Максим Суханов: Если произведение меня волнует, то я в него влюбляюсь

В гостях у "СОЮЗа" актер Максим Суханов
Текст:  Сусанна Альперина (susanna@rg.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №25 (605)
Значительная часть картины "Роль" была снята в Беларуси - почти все эпизоды гражданской войны. "Настоящий паровоз оттуда, который стоит и пыхтит - это совсем другое, чем если бы мы все делали искусственно. Какая компьютерная графика, когда есть такой паровоз!" - говорит о съемках режиссер Константин Лопушанский.
Читать на сайте RG.RU

А главного героя в фильме "Роль" - актера Николая Евлахова, который вжился в образ другого человека, - сыграл Максим Суханов. Действие картины происходит в 1923 году. Актер Евлахов находится в финской эмиграции, он - звезда театра, им интересуется синематограф. Но он по поддельному паспорту отправляется в Петроград, предпочитая в самой жизни играть роль красного командира... Фильм "Роль" - один из трех российских проектов, который был представлен в конкурсной программе 35-го Московского Международного кинофестиваля. Максиму Суханову прочили приз "Серебряный Георгий" за лучшую мужскую роль. Но он ее не получил, впрочем, как и за очень достойную работу в картине "Орда" Андрея Прошкина в прошлом году. Обозреватель "СОЮЗа" поговорила с Максимом Сухановым.

Константин Лопушанский сказал, что на главную роль в его фильме пробовали только одного актера. Можно ли сказать, что вы соглашались на эту работу, зная, что фильм делается специально "под вас"?

Максим Суханов: Не думаю, что можно так сказать, потому что пробы так или иначе были. Если бы в процессе кинопроб мы не почувствовали, что можем создать вместе что-то интересное, тогда пригласили бы другого актера. Видимо, просто я был первым...

...и последним. А что вы почувствовали?

Максим Суханов: Скорее, этот вопрос касается Константина Сергеевича Лопушанского - что он почувствовал. Потому что мне фильмы, которые снимал Лопушанский, были интересны всегда: и "Гадкие лебеди", и "Письма мертвого человека". Вот почему тут скорее он должен был принимать решение о том, насколько я гожусь для картины в образе этого персонажа, насколько я выражаю его эстетику.

Прошло много времени от замысла до воплощения фильма, чуть ли не 30 лет, съемки тоже были растянуты?

Максим Суханов: Нет, съемочный процесс был обычным - два с половиной года.

А у вас, как у актера, бывает такое чувство, что вы настолько вживаетесь в роль другого человека, что не можете из нее выйти и вам хочется в ней остаться?

Максим Суханов: Нет. У меня такого чувства не бывает. Но если когда-нибудь мне не захочется выходить из какой-то роли, то я выходить не буду.

Когда это может произойти?

Максим Суханов: Когда собственные предлагаемые обстоятельства будут являться исключительно возможными для такого шага.

То есть вы понимаете в этом плане главного героя картины. Получается, что в этой роли ему было более удобно и интересно, чем в своей собственной жизни с женой, с работой в театре...

Максим Суханов: Дело не в том, что ему эта роль была интереснее, чем собственная жизнь с женой. Во-первых, их с женой отношения - это отдельный разговор: каким образом они вообще соединились и продолжали свою жизнь. Во-вторых, он был слишком увлечен своей идеей, связанной с воплощением важной роли в жизни. Он в это верил. Верил, как в искусство, как в свой путь, который для него предначертан.

Почему ваш герой отказался возвращаться в Финляндию в означенное время - сказал, что ему нужен еще месяц? Ему надо было отомстить за человека, которого он играл, или для себя раскрыть нюансы роли?

Максим Суханов: Думаю, что дело тут не в мести, а в том, что путь, в который он отправился, был совершенно для него неизведанным. Находясь в нем, он продолжает изучать и себя, и все то, что его окружает, уже в новой ипостаси. Поэтому когда он говорит, что ему нужен месяц, это не значит, что ему действительно необходим месяц. Может быть, ему нужен год или два... В общем, он развивает свою роль и вырастает в ней, переживает. Он понимает - не может этого не понимать, - что у него получается. И естественно, ему хочется развивать все это дальше и больше.

Константин Лопушанский говорил, что для него очень дорого то, что драматургию фильма могут создавать ассоциации. Вот идет ваш герой, и непонятно, это Шаляпин или Станиславский... А мне показалось, что это Гоголь. Особенно вначале, когда жена влетает к мужу в комнату и обращается: "Николай!" Когда вы работали над ролью, у вас были в этом плане какие-то ориентиры?

Максим Суханов: Нет. Все мои собственные ассоциации и ориентиры, как правило, домашняя работа. Я бы сказал, очень личная, поэтому никогда особенно не рассказываю, как именно и что происходит. Но то, что у зрителя могут появляться разные ассоциации, которые совершенно не пересекаются с моими... Мне кажется, это очень хорошо, когда ассоциации не навязываются, а свободно рождаются у зрителя.

Вы мне в этом фильме впервые показались похожи на другого актера - Алексея Петренко. Это только моя зрительская ассоциация?

Максим Суханов: Да, хотя она возникла не у вас единственной. Не только вы говорите об этом. Существуют, видимо, какие-то психофизические пересечения или мимические особенности, может быть. Не знаю...

Когда говорят про фильм "Роль", возникает имя Андрея Платонова. В картине есть дух его прозы, особенно когда речь идет о гражданской войне...

Максим Суханов: Андрей Платонов - один из моих любимых писателей ХХ века. Я понимаю, что очень нежно к нему относится и Лопушанский. Думаю, это наиболее пронзительная проза, описывающая все то, что происходило в то время. И в сценарии, несомненно, есть платоновские настроения, и в фильме.

Сценарий Лопушанского литературен. Есть пересечения и с Достоевским, и с Булгаковым...

Максим Суханов: Наверное. Во всяком случае, речь о том отрезке времени, к которому все эти писатели так или иначе имеют отношение. Вообще, когда любая история, будь она кинематографическая или театральная, делается человеком талантливым и образованным (я имею в виду Лопушанского), то мы не можем говорить об одном-единственном слое, который заложен в сюжете. Чем глубже и парадоксальнее размышляет создатель, тем многослойнее получается его произведение.

Что вы сейчас читаете?

Максим Суханов: Книгу Вадима Руднева "Полифоническое тело, реальность и шизофрения в культуре ХХ века". Очень интересная книга, советую почитать.

Спасибо. Ваши работы в кино последнего времени - фильмы "Орда" и "Роль". В обоих случаях именно ваша актерская работа - фильмообразующая. Во многом обе картины держатся на вашей игре. Зрители заговорили о том, что Суханову удаются большие, длинные, долгие роли, что он может вытянуть любую паузу. Вы в себе такую силу актерскую чувствуете?

Максим Суханов: Я чувствую силу, прежде всего в любопытстве к материалу, когда на него опираюсь, в любопытстве к себе самому в этом материале и в любопытстве к режиссеру, чей замысел меня увлек. И точно знаю, что то, чем мне неинтересно заниматься, то, в чем я не чувствую себя основательным, я заниматься не буду. Как только я чувствую, что произведение меня волнует, мне это интересно, тогда я в него влюбляюсь.

Но когда вы проговариваете роль с режиссером, то влияете на нее, вносите предложения или в основном слушаете, что вам говорят?

Максим Суханов: Так не бывает, чтобы только слушать, что тебе говорят. Чем лучше режиссер, тем ему интереснее мнение актера о роли, конкретной сцене, вообще по поводу всего произведения. Режиссеру нужна помощь, и она появляется в этих проговорах. Так же, как и актеру нужна режиссерская помощь. Поэтому всегда, насколько я помню, где бы я ни работал, мы с удовольствием обсуждаем все, что нам предстоит снимать. Это всегда взаимный обоюдный процесс.

Наше кино