05.07.2013 00:44
Экономика

Старые дачные поселки ищут удобную форму соседства с Москвой

Старые дачные поселки ищут удобную форму соседства со столицей
Текст:  Елена Новоселова
Российская газета - Столичный выпуск: №145 (6121)
Жить рядом с мегаполисом престижно, но трудно. Москва, как огромная воронка, всасывает в себя трудовые ресурсы маленьких городов и поселков, наступает мощной архитектурой, наезжает многополосными дорогами и центробежной лавиной автолюбителей. Над вопросом, как сохранить на своих улицах свежесть подмосковных вечеров и при этом развиваться в стиле времени, ломает голову местное начальство.
Читать на сайте RG.RU

Для старинных дачных поселков, преобразовавшихся в поселения городского типа, соседство с Москвой - настоящее испытание. Граждане Подмосковья, видя по другую сторону улицы столичную жизнь (дома красивые, детских садов хватает, дороги выутюжены, скверы выхолены, пенсии большие), все чаще задумываются: а чем мы хуже?

Понятно, что равняться со столицей и ее бюджетом Подмосковью пока трудно. Но идеи, как сделать соседство с Москвой удобным и психологически комфортным, есть. Над этой проблемой работают в Высшей школе урбанистики НИУ ВШЭ. Так в Красково (это место памятно дачниками Чехова, Гиляровского, Горького) новый генплан с подачи ученых "Вышки" предполагает рождение малоэтажных городских районов в духе старой Европы. Проект амбициозный, энергичный и при этом очень стильный: совмещающий дачный уклад с современными требованиями к качеству жизни.

- Не так давно 500 гектар земли в Люберецком районе отошли Москве и столичная граница подошла практически к нашему поселку. Стало ясно, что наши двухколейные дороги не выдержат огромного потока машин, нагрузка на территорию будет огромная, - рассказывает глава муниципального образования городского поселения Красково Михаил Чуйков.

Разработчики из Высшей школы урбанистики начали с проекта разумной развязки дороги, которая разгрузит Новокосинское и Новорязанское шоссе.

Нашли и свободный участок земли, где будут строить новый район, которым не стыдно похвастаться и перед наступающей Москвой. 110 гектаров земли принадлежат сейчас Чагинской электроподстанции. Планируется подобрать инвестора, который обустроит эту землю для строительства малоэтажных домов.

- Стилистически они впишутся в дачный ландшафт Краскова, с его полями и лесами, многоэтажную застройку ни в коем случае здесь делать нельзя. Конечно, если мы думаем о сохранении природы и уклада, - с удовольствием делится планами Чуйков. - А по цене квартиры в малоэтажных домах, надеюсь, окажутся по карману нашей молодежи. Будут жить как в старой Европе, где мощеные улицы и дома с разнообразной архитектурой.

К слову, об укладе. Выбирая именно дачный стиль застройки, в Красково ориентировались и на историю своего поселка, и на особенный менталитет жителей Подмосковья. Считается, что мужик, отвинчивающий гайки на грузила из знаменитого рассказа Чехова "Злоумышленник", был местным. Впрочем, как выяснили дотошные литературоведы с краеведами, писатель историю эту выдумал. Народ здесь весьма творческий, но смекалку и выдумку направляет в "мирное" русло: чего стоит памятник Картошке, который придумал местный житель, заслуженный художник России, скульптор Александр Рожников.

Вбирая в себя стилистику современного города, подмосковные поселки сохранили пока свою дачную самобытность: запах мокрого асфальта, грядки в палисадниках, особая смесь городской и деревенской культуры, дающая ощущение близости родной земли:

- Что такое подмосковный менталитет? - задумывается глава поселения. - Это полноценно функционирующий двор: с бабушками на страже общественного порядка, с"тетями Валями" и "дядями Валерами", вместо абстрактно-безликих "членов ЖСК". Любое новое строительство должно вписываться в эту тихую дачную жизнь. Поэтому мы и выбрали "Старую Европу".

Но и социалка на даче должна стать "европейской". Это более сложная для любого подмосковного города тема. Чуйков с грустью вспоминает, как хотел построить единственный в Красково подземный переход: "Посчитали: встанет в 60 миллионов. А это треть нашего бюджета..."

- Нужно срочно пересматривать старые нормы, - размышляет глава. - По свежим статистическим данным, наш район на втором месте в Московской области по числу машин: 638 машин на тысячу человек. А у нас на тысячу человек 30 машино-мест. С детскими садами тоже проблема: получилось так, что в течение 30 лет социальные объекты - детские сады, школы - вообще не строились. Только в дошкольные учреждения очередь в 600 человек.

Высшая школа урбанистики учла в своем проекте "детскую тему": места, где должны быть расположены новый детский сад и школа, находятся в шаговой доступности.

За счет работы с инвесторами нам удалось запустить строительство двух современных детских садов с бассейнами на 330 и 120 мест. Надеюсь, уже в следующем году они примут первых детей.

Уникальность подмосковных поселков состоит еще и в том, что люди здесь знают друг друга в лицо. И уклад спального города, когда в Москве - работа, суета, нервы, а дома - отдых, природа, тишина, - объясняет и особое, "консервативное" отношение местных жителей к своему дому. Здесь не меняли названий улиц, ни советских, ни российских: как были они Карла Маркса или Чехова, так и остались. И к чистоте в городе, это доказано, жители малоэтажных домов относятся более серьезно, чем население многоэтажек: когда природа на уровне глаз, мусорить не хочется.

- Наплыва гастарбайтеров, приезжих из бывших советских республик, как и Москве, нам избежать не удалось. Они у нас тоже только ночуют. А во время отдыха иногда ведут себя так, как будто вырвались на свободу. Но поскольку здесь все друг друга знают в лицо, с иностранцами тоже нужно вести диалог. Выход один, коль скоро у нас такая многонациональная страна: на базе домов культуры создавать центры общения, чтобы сплотить все национальности общими интересами, - развивает Чуйков свою мысль об особом менталитете гражданина Подмосковья.

Жилая недвижимость Земля Москва Московская область Столица