Информация о травмированных постоянно уточняется. На момент подписания номера госпитализированы в Крыловскую ЦРБ 16 человек, из них пятеро детей. Самому младшему ребенку - 1,5 года, еще одному шесть лет, остальным трем - от 11 до 13 лет. Они не в тяжелом состоянии. Трое с закрытыми черепно-мозговыми травмами.
Что стало причиной ЧП, сейчас выясняют правоохранители. Тем временем в МВД сообщили, что версию теракта не рассматривают. Она исключена.
Как рассказали "РГ" очевидцы с места крушения поезда, одна из рельс на железнодорожном пути отошла в сторону. Пять вагонов в середине состава перевернулись, они лежат на обочине, четыре (по данным МЧС, три) следующих вагона перекосило, остальные стоят. Место ЧП оцепили. Машины "скорой помощи" и сотрудники МЧС сюда прибывают из двух районов - Крыловского и Кущевского.
Из разговора официальных лиц с ремонтниками можно сказать о версиях аварии. На вопрос, что случилось, те сообщили, что возможны два варианта - температурный режим (сейчас на Кубани установилась жара, в тени температура зашкаливает за 35 градусов, а на солнце плавится асфальт), либо могло отвалиться колесо вагона, которое зацепило рельсу и она сошла.
По словам пассажиров поезда, до прибытия МЧС загорелась линия электропередачи. Им самим пришлось тушить пожар, в вагонах обгорели потолки, однако благодаря тому, что люди не растерялись, удалось предотвратить еще большую катастрофу, состав не загорелся.
- Я стоял в тамбуре и курил, когда это произошло. Вагон дернуло, мы выскочили, у нас было восемь огнетушителей, и мы ими начали заливать вспыхнувший пожар, - рассказал корреспонденту "РГ" пассажир, 26-летний электрик Михаил Булатов, вагон которого находится рядом с пострадавшими. - Люди вытаскивали других пассажиров, я сам достал троих детей и трех девушек. До приезда МЧС пассажиры вытаскивали людей, боялись, что загорятся вагоны.
Сейчас пассажиров поезда отправляют в пункт временного размещения в дом культуры в станицу Октябрьскую. Для этого привлекли 25 автобусов от автотранспортного предприятия станицы Крыловской.
- Организована работа телефона "горячей линии" ГУ МЧС России по Краснодарскому краю: 8 (861) 268-64-40 , - рассказала начальник пресс-службы краевого управления МЧС Татьяна Кобзаренко.
Для ликвидации последствий ЧП привлечена группировка сил из 260 человек и 36 единиц техники.
Всего в поезде находилось 618 человек. Им организована помощь. По словам Пучкова, в случае необходимости пострадавших готовы эвакуировать на лечение в Москву.
Вчера вечером пассажиров стали переправлять в станицу Кущевскую, здесь уже зарегистрированы 384 человека. На перроне на станции в станице Кущевской для них накрыли столы, пассажиры благодарят жителей станицы и громко скандируют "спасибо". Затем их отправят в Ростов и пересадят на другой специальный поезд, в котором они отправятся в Адлер.
Главой МЧС отдано распоряжение организовать четкое информирование пассажиров других поездов, которые из-за задержек могут опоздать на стыковочные составы.
Основной причиной схода вагонов поезда N 140 Новосибирск - Адлер могла стать деформация рельсов из-за высоких температур, которые сейчас держатся на Кубани. И хотя на железной дороге не делают официальных выводов о причине, которая заставила машиниста экстренно затормозить, но именно то, что он заметил деформацию рельсов, может стать веской причиной для оправдания его действий. Если бы на скорости почти 100 километров в час он продолжил движение, то последствия могли бы быть более серьезными. Конечно, есть и другие версии, по которым машинист мог снизить скорость. Но вряд ли он заметил человека, переходящего путь. Обычно поезда дальнего следования развивают скорость в 100 километров в безлюдном месте, ближе к населенным местам они идут медленнее. Ведь затормозить состав из 19 вагонов очень сложно даже на скорости в 60 километров в час. И по всем нормативам скорость при прохождении станций снижается. Ведь в поездах дальнего следования нет ремней безопасности, и при резком рывке есть опасность, что пассажиры получат травмы, упав с верхней полки. Хотя для детей предлагается специальный крепеж для того, чтобы они во сне не упали. Но был еще день, а в это время в основном все сидят на нижних полках. В любом случае практически все, кто лежал на полках по ходу поезда, могли упасть. А те, кто сидел, пролететь вперед и сильно удариться головой.
Министр здравоохранения Вероника Скворцова поручила зарезервировать койки в профильных федеральных учреждениях на случай, если состояние пострадавших потребует оказания им более сложной специализированной медицинской помощи. Пока основными травмами стали сотрясение мозга и ушибы. На момент подписания номера было известно о 80 пострадавших, 15 из них с повреждениями средней тяжести госпитализированы в Крыловскую и Кущевскую центральные районные больницы. Состояние всех стабильное, угрозы жизни нет. На месте происшествия работало 20 бригад "скорой медпомощи".
Говоря о других версиях случившегося, эксперты называют в числе возможных причин такого поведения машиниста вышедшее на пути животное. Еще одной причиной могла стать неисправность одного из вагонов, отмечают эксперты. Но вот сигналов о том, что кто-то из пассажиров нажал стоп-кран, в ситуационный центр Федеральной пассажирской компании не поступало, сообщил источник, знакомый с ситуацией.
Из-за ЧП изменили и график движения поездов на этом направлении, часть пустили в обход перегона Кисляковка - Кущевка. Поезда N 143 Кисловодск - Москва и N 49 Кисловодск - СПб пустили в обход через станции Краснодар - Староминская - Ростов, сообщили "РГ" в Федеральной пассажирской компании. Поезда N 198 Иркутск - Кисловодск, N 146 Москва - Назрань, N 34 Москва - Владикавказ проследуют через станции Староминская - Краснодар - Тихорецкая. Поезд N 482 Москва - Новороссийск проследует через станции Староминская - Тимашевская - Новороссийск.
При этом пассажирам, которые намерены отказаться от поездки, ФПК готово вернуть или переоформить проездные документы без удержания дополнительных платежей и сборов. Тем, кто все таки намерен дождаться своего поезда, обещано бесплатный доступ в комнату матери и ребенка и комнату отдыха. При задержке более 4 часов руководство ФПК распорядилось обеспечить пассажиров питанием.
Что касается страховых выплат, то точных сумм, сколько могут получить пассажиры, пока не называли. Размер возмещения ущерба регулируется постановлением правительства. И по нему суммы могут доходить до нескольких сотен тысяч рублей. Однако в любом случае всем, кто получил какие-либо травмы, потерял свой багаж, обязательно надо получить на это письменное подтверждение. И с этими документами и билетом обращаться в страховую компанию, которая заключала договор страхования с перевозчиком.
Уже сейчас страховая компания ЖАСО начала работу по этому случаю. Агент страховщика должен связаться с пострадавшими в течение ближайших суток. К кому-то агенты придут в больницу.