Впрочем, бюджетные средства предлагают направлять не на увеличение окладов министров, начальников отделов, их помощников и т. д., а на поощрения и премии, из которых сегодня по традиции складывается общий размер министерских зарплат. (Доля оклада в зарплате госслужащего оставляет 17,8 процента, остальное (82,2 процента) - различные поощрения и премии.) Цель - стимулировать самых эффективных управленцев, а нерадивые сами уйдут. В минтруде считают, что увеличивать надо не "бонусную" часть, а непосредственно мизерные оклады госслужащих Так, ежемесячный должностной оклад заместителя федерального министра - а это высшая группа должностей в категории "руководители" сегодня не дотягивает и до 10 тысяч рублей. Директору департамента министерства положено 8287 рублей. А какой-нибудь сотрудник отдела из младшей группы должностей, например "специалист первого разряда" имеет оклад 3507 рублей в месяц. Остальное - надбавки и поощрения. В минтруде, соответственно, предлагают повысить долю постоянной величины оклада в зарплате с 2014 года с нынешних 17,8 до 50 процентов. Это потребует дополнительно из бюджета, например, в 2014 году 78,5 миллиарда рублей. Зато рост денежного содержания госслужащих в 2014 году увеличится на 29,7 процента по сравнению с 2012 годом, подсчитали в министерстве. "Поднятие окладов и в целом денежного содержания решит как минимум три задачи, считают в минтруде. Во-первых, оклады госслужащих станут конкурентными на рынке труда. "Люди будут понимать, сколько зарабатывают, исходя из постоянной величины оклада, а не из переменных надбавок и поощрений", - поясняют "РГ" в ведомстве. Во-вторых, это будет способствовать мотивации, антикоррупционному поведению и закреплению кадров в федеральных органах власти. "Сейчас выгоднее трудиться в бизнесе", - отмечают в минтруде. В-третьих, повышение окладов скажется на повышении пенсий: "Сегодня пенсия федерального госслужащего рассчитывается исходя из оклада, а не месячного содержания". Как сообщили "РГ" в министерстве, этот и другие варианты повышения зарплат уже рассматривались на Комиссии при президенте РФ по вопросам госслужбы и резерва управленческих кадров. Оптимальным пока признано предложение минтруда, которое решает проблему закрепления госслужащих в госорганах. Впрочем, дискуссия не закончилась и будет вскоре продолжена на бюджетной комиссии правительства.
Глава экспертной группы минфина Евсей Гурвич в данном случае задается вопросами, насколько оправдано такое повышение окладов, как повлияет на оплату труда в других отраслях экономики, в частном секторе и какими последствиями обернется в целом для российской экономики? "Все это нужно тщательно просчитать", - предупреждает он.
По мнению научного сотрудника Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Андрея Чернявского, повышение окладов федеральным чиновникам может поставить в неблагоприятное положение регионы с их ограниченными ресурсами. "Это будет влиять на повышение средней зарплаты по регионам и, следовательно, осложнять доведение зарплат бюджетников до среднего уровня", - поясняет он. Здесь, кстати, заметим, что до 2018 года на программу поэтапного повышения зарплат бюджетников - учителей, врачей, библиотекарей, сотрудников музеев и т. д., планируется выделение беспрецедентной суммы - почти 5 триллионов рублей. При этом задача - довести их среднюю заработную плату до 100 процентов от средней величины по экономике . А для некоторых категорий бюджетников, например врачей, - до 200 процентов. Работа началась. Если у такой категории бюджетников, как социальные работники, среднемесячная зарплата в 2011 году была 8,4 тысячи рублей, или всего 35,5 процента от уровня среднемесячной заработной платы, в целом по России, то в I квартале 2013 года выросла до 12,3 тысячи рублей.
Кроме того, Андрей Чернявский считает, что повышение окладов госслужащим - своеобразный сигнал обществу - более предпочтительней и привлекательней работать госчиновниками в госсекторе и получать большие зарплаты, чем наемными работниками или бизнесменами и наполнять бюджет. "На наш взгляд, создаются ложные приоритеты и преференции, которые ведут к тому, что люди не хотят заниматься бизнесом", - говорит Чернявский. То, что якобы чиновников переманивают в частный сектор огромными зарплатами - миф, добавляет он. "Если где и большие зарплаты, то только в нефтегазовом секторе, но столько чиновников там не требуется", - добавляет он.
По мнению заведующего лабораторией бюджетного федерализма Института Гайдара Владимира Назарова, повышать денежное содержание госчиновников надо обязательно. Но только за счет премий и надбавок, как предлагает минфин.
"Новые подходы к бюджетированию предполагают, что оплату труда чиновников любого уровня надо привязывать к результату их труда, объему выполняемых функций". И в этом плане "премиальный" подход более прогрессивен", - говорит Назаров. И напоминает, что само министерство финансов дано живет по таким правилам, показывая пример.
"Значительная доля оплаты труда "топовых" сотрудников минфина, начиная с замдиректоров департаментов, имеют не фиксированные оклады, а премиальные, с учетом сложности и разного вида выполняемых работ", - говорит он. По его словам, законодательно ничто не мешает другим министерствам устанавливать такую систему оплаты труда. Субъективизма здесь быть не может, если установлены критерии, а оплата труда чиновников прозрачна. Что касается системы начисления пенсий, то новая пенсионная формула, по его словам, предполагает равные права уплаты страховых взносов и расчета пенсий для всех будущих пенсионеров, замечает он.