09.07.2013 14:26
Общество

Карельских лесопромышленников лишили экологической евролицензии

Не все предприятия лесного комплекса готовы работать по международным стандартам
Текст:  Светлана Цыганкова
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №147 (6123)
В Карелии развивается добровольная лесная сертификация. Пока не слишком активными темпами, как хотелось бы, но все больше и больше предприятий, занимающихся лесным бизнесом, получают сертификаты Лесного попечительского совета (FSC).
Читать на сайте RG.RU

В настоящее время насчитывается 10 сертифицированных компаний, а площадь арендуемого ими лесного фонда составляет около восьми процентов сертифицированных лесов России. Такие данные сообщил руководитель российского офиса FSC Андрей Птичников, побывавший вместе с генеральным директором Лесного попечительского совета Кимом Карстенсеном в Петрозаводске.

- Больше всего сертифицированных компаний в России находится в Северо-Западном федеральном округе, их 138, и они арендуют 33,5 миллиона гектаров леса, - отметил Андрей Птичников.

Лесной попечительский совет - международная организация, создавшая систему подтверждения экологической и социальной ответственности управления лесами. Знак FSC на древесине или на сделанном из нее товаре - показатель того, что продукция происходит из леса, в котором ведется экологически и социально ответственное лесное хозяйство. В Европе этому придается особое значение. Поэтому те компании, которые хотели бы выйти со своей продукцией на зарубежный рынок, должны в обязательном порядке получить подобный сертификат. Кстати, документ выдается независимым аудитором на основании строгой ежегодной проверки на месте заготовки древесины. И он является признанным знаком качества лесобумажной продукции в 109 странах. Всего же в мире, по словам Кима Карстенсена, сертифицировано более 168 миллионов гектаров лесов и выдано свыше 24 тысяч сертификатов на цепочки поставок. С некоторых пор интерес к использованию "зеленой" продукции проявляет государство, а также экологически и социально ответственный бизнес.

Но одно дело - говорить об этом, стремясь с продукцией за рубеж, другое дело - следовать выбранному курсу. В качестве основных требований к получению сертификата относится управление малонарушенными лесами, лесами социального назначения, сохранение биоразнообразия, соблюдение интересов малых и коренных народов. Если есть какие-то несоблюдения основных правил, предприятие подвергается санкциям и даже лишается лицензии.

Так и случилось накануне приезда специалистов Лесного попечительского совета в Карелию. У одного из крупнейших арендаторов леса - Медвежьегорского леспромхоза, входящего в российский лесопромышленный холдинг "Инвестлеспром", приостановили действие FSC-сертификата. Причина - нарушение требований к устойчивому лесоуправлению. Кстати, это не впервые. В прошлом году эта же организация нарушила мораторий на заготовку древесины на территории планируемого природного парка "Заонежский". Тогда аудиторская компания подтвердила факты уничтожения "краснокнижных" видов и повреждение почвы. На компанию был наложен крупный штраф за нарушение природоохранного законодательства. Но с этим не соглашаются руководители предприятий. Они вообще называют защитников природы "зелеными террористами".

- На каждое заявление так называемого заинтересованного лица аудиторы организуют внеплановую проверку, которую оплачивает сертифицированная компания. Аудиторы все больше и больше склоняются к полицейской функции. Они не помогают компании, а подлавливают ее на мелких огрехах и не слышат объективных возражений, - говорит представитель компании "Инвестлеспром" Сергей Кольцов.

Но руководитель российского офиса Лесного попечительского совета не видит в данной ситуации особой проблемы. Так и должно быть. Природу охраняют аудиторы, добровольные защитники леса. Иначе, все может закончиться полным уничтожением зеленых насаждений. Хотя здесь тоже есть необъяснимый нюанс. Например, в Швеции, где сертифицированы все компании, практически не осталось леса - его уже вырубили.

- Лесной попечительский совет - живой организм, и там органы по сертификации лишаются аккредитации, если нарушают правила, - говорит Андрей Птичников. - Но бывают такие случаи, когда только боязнь потерять лицензию заставляет компанию прекратить незаконные рубки, соблюдать правила, прислушиваться к мнению местного населения. Что касается заинтересованных сторон, то не всегда одно мнение является определяющим. Нужно договариваться. И такой пример есть в Республике Коми, где и лесозаготовители, и аудиторы, и защитники природы ведут переговорный процесс и мирно решают все возникающие проблемы. Они слышат и слушают друг друга.

Мнение

Виктор Лукашевич, преподаватель Петрозаводского государственного университета, эксперт:

- В Карелии по площади сертифицировано около 50 процентов арендованных территорий и около 30 процентов - от площади земель лесного фонда. Из 60 арендаторов всего 10 имеют сертификаты лесоуправления. В перспективе возможно дальнейшее развитие за счет групповой сертификации с объединением мелких арендаторов. Ситуация с сертификацией цепочки поставок древесины похуже. Из почти 400 лесоперерабатывающих предприятий всего 18 имеют сертификаты. Сама идея сертификации замечательная. Но вот как она прижилась в России - это другой вопрос. Есть плюсы, есть минусы, кому-то это нужно, кому-то нет. Но сертификация в России есть, она развивается, в том числе и в Карелии.

Экология Карелия Северо-Запад