Идею создания платных парковочных мест в самых загруженных районах города петербургские чиновники переняли у московских коллег. Она обсуждалась еще в 2011 году. Подводя итоги работы правительства за год, Георгий Полтавченко отметил, что вопрос разгрузки исторического центра от частного транспорта по-прежнему стоит очень остро.
- Средняя скорость автомобильного движения в Санкт-Петербурге - менее 27 километров в час, в Нью-Йорке - 39, в Сеуле - 38. В 2011 году по заказу правительства эксперты проанализировали емкость организованных автостоянок Петербурга, а также парковочный трафик в центральных районах, - сообщил тогда глава города. - На 1,462 миллиона автомобилей у нас 674 тысячи мест - меньше 46 процентов от потребности. Количество автомобилей, оставленных вдоль центральных улиц в дневные часы, превышает нормативы в десять раз. Мы пока не планируем делать платным въезд в исторический центр, но будем создавать недешевые парковки с почасовой оплатой. У человека останется право выбора. Либо он объезжает центр города по новым магистралям, либо паркует машину ближе к Невскому за большие деньги.
Два года назад правительством города было принято постановление "О развитии транспортного комплекса Санкт-Петербурга до 2015 года", согласно которому скорость движения наземного пассажирского транспорта должна увеличиться на десять процентов по всему городу и на сорок - "на участках приоритетного движения", а скорость личного транспорта - на три процента. Количество забитых машинами перекрестков должно снизиться на четыре процента, а частота ДТП - на 18 процентов. Смольный получил полномочия по введению платной парковки в 2012 году, и уже на следующий год глава городского правительства обещал начать оборудование платных стоянок и создание многоуровневых паркингов в центре города. Ни то ни другое, как мы видим, пока не осуществилось. Концепцию платных парковок разрабатывал ныне упраздненный комитет по транспортно-транзитной политике, по его же заказу и вычисляли примерную стоимость стоянки в час, которая не отличается от московской. В январе 2013 года эту работу унаследовал комитет по развитию транспортной инфраструктуры.
Отойдя от амбициозного плана создать к 2016 году полмиллиона парковочных мест, чиновники говорят сегодня о более реальных цифрах. Согласно концепции, всего в четырех центральных районах Петербурга может появиться около 65 тысяч платных мест для стоянки.
- Самая дорогая парковка будет в районе стрелки Васильевского острова, в районе Дворцовой площади, на набережной Карповки, - добавил Рубен Тертерян, представляя концепцию. - Уже в следующем году в Центральном районе могут появиться 20 тысяч парковочных мест, в 2015-м около 15 тысяч появится в Адмиралтейском районе и столько же в Василеостровском и Петроградском.
По инициативе комитета по инвестициям проект решено реализовать на основе государственно-частного партнерства. Общий объем инвестиций составит около пяти миллиардов рублей, часть которых будет выделена из городского бюджета. Планируется, что проект окупит себя через пять лет после старта.
- Речь ведь идет не только о том, чтобы брать с водителей деньги за парковку. Нужно установить соответствующие знаки, паркоматы с талончиками, наладить систему информирования водителей о наличии или отсутствии свободных мест. На все это нужны средства, - объяснила корреспонденту "РГ" пресс-секретарь комитета по развитию транспортной инфраструктуры Юлия Головина. - Возможно, для более простого оповещения разработают мобильное приложение, откроют сайт. Но сейчас сложно говорить о концепции в таких подробностях, поскольку она не утверждена и еще будет дорабатываться.
Обсудить концепцию платных парковок с горожанами предложил губернатор Георгий Полтавченко. По его мнению, петербуржцам нужно дать пару месяцев, чтобы они могли высказать свои замечания. Правда, пока формат этого обсуждения неизвестен. В комитете отмечают, что на обычные общественные слушания горожане почему-то приходят редко.
Александр Холодов, член координационного совета международной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора":
- Ни в одном городе мира проблему пробок еще не удалось решить с помощью платной парковки. Это хорошее подспорье для бюджета, да. И это даже неплохо. Но тогда и надо говорить людям: "Мы берем с вас 50 рублей в час, а на эти деньги потом отремонтируем дороги". Но ведь целевое использование этих средств не прописано нигде. Платная парковка не удержит водителей от поездки в центр. Вот что действительно помогло бы Петербургу, так это приоритет общественного транспорта.Еще можно поощрять водителей, которые "не возят воздух", то есть везут в машине более двух человек. Но все-таки пробки полностью искоренить нельзя. Нет в мире ни одного мегаполиса, где эту проблему удалось бы победить.