Документ поясняет, что, собственно, можно считать взяткой. Ведь нередко расплачиваются не только деньгами, хрестоматийные "борзые щенки" не потеряли своей актуальности и сегодня. Теперь даже существенная скидка "нужному" человеку или нереально дешевая турпутевка могут стать поводом для дела о взятке. Ведь ясно же, что такие презенты даются чиновнику не за красивые глаза. Как сказано в документе, предметом взяточничества наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.
Например, прощение долга чиновнику тоже взятка. Ремонт квартиры задаром, строительство дачи, передача имущества, в частности автомобиля, для временного использования, все это разные виды взяток. И судить за это надо строго.
Жаркие споры во время обсуждения проекта вызвал пункт, касающийся благодарности чиновнику. Бывает, начальник сделал доброе дело не корысти ради, а осчастливленные граждане тут же несут ему "барашка" в конверте. Вроде бы подарок от чистого сердца, так стоит ли отказываться и обижать людей? Правоведы, взвесив все за и против, решили, что все-таки чиновник должен сказать "нет". Твердое "нет", как бы ни умоляли его люди. Иначе будет коррупция.
Так что "спасибо" теперь в конверт точно не положишь, придется оставаться в "неоплатном долгу" перед начальством. Возможно, такой подход и противоречит чьим-то привычкам и традициям, но лучше оказаться неблагодарным, чем подсудимым.
Как сказал в ходе обсуждения проекта профессор юрфака МГУ, доктор юридических наук Павел Яни, подобные правовые подходы существовали и в советское время - до конца 70-х годов прошлого века. Потом позиции изменились, и сейчас они возвращаются, спустя более чем 35 лет. Так что чиновник теперь должен делать свое дело исключительно за спасибо. Без конвертов, цветов и, пожалуй, даже французского шампанского.
Если же говорить сухим юридическим языком, то, как сказано в постановлении: "ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки - до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки". Иными словами, неважно, вручены деньги до или после того, как дело сделано. И не имеет никакого значения, договаривались гражданин и чиновник заранее о цене вопроса, или цена возникла спонтанно - от избытка чувств облагодетельствованного человека. Переборщил со "спасибо", будешь наказан, так как под статью попадают и те, кто дает, и те, кто берет.
Другая новость: "откаты" следует квалифицировать как растрату имущества и получение взятки, если цена контракта была завышена. Ведь, по сути, чиновник по хитрой схеме переложил деньги из государственного кармана в свой: вместе с дружественными предпринимателями взял из бюджета лишние деньги и разделил. Когда же цена была нормальной, но начальник все равно получил свою долю, то откат надо считать просто взяткой. Ведь в таком случае чиновник по сути взял деньги с бизнесменов за право работать по государственному контракту. Но как ни крути, взятка будет фигурировать и в том, и в другом случае.
Еще один интересный момент: в ходе обсуждения постановления предлагалось подвести под статью и граждан, одолживших деньги для взятки. Одна из последних редакций проекта говорила, что посредничество во взяточничестве может состоять, в частности, в предоставлении в долг денежных средств или иного имущества, заведомо предназначавшихся для передачи в качестве взятки. Это означает, что просто так давать в долг можно. Однако давать, зная, что человек просит на подкуп, нельзя. Иначе можно сесть на скамью как пособник. Точнее - посредник. Такова была логика сторонников предложения. Правда, аргументы разделили не все правоведы, в ходе окончательного обсуждения документа на редакционной коллегии возникли споры, и в последний момент этот пункт был исключен из постановления.
Зато чиновникам теперь не удастся прикинуться банальными мошенниками, если они брали деньги за то, что потенциально могли сделать. Как поясняет проект, получение должностным лицом денег за действия, входящие в его полномочия, необходимо квалифицировать как взятку, независимо от его намерения совершить эти действия. Иными словами, не важно - собирался или нет, главное, что взял, значит, взяточник. А вот если просьба с конвертом выходила за рамки полномочий начальника, но он все равно взял деньги, его действия образуют состав мошенничества. Не можешь, не берись. Можешь - делай, но не бери. Надо понимать как-то так.
Кстати, по данным Судебного департамента при Верховном суде России, за год за коррупционные преступления были осуждены 6 тысяч 14 человек. Среди них далеко не все были чиновниками, пятнающими честь мундира взяткой. Около трети осужденных - самые обычные люди, которые с помощью рубля пытались довести гражданина начальника до греха, а потом были осуждены за дачу взятки. Де-юре рука дающая и рука берущая у нас одинаково вне закона, поэтому осужденный за подкупающее предложение человек тоже считается коррупционером.