10.07.2013 00:03
Общество

Андрей Житинкин: Западная модель страхования стимулирует карьерный рост

Текст:  Александр Ковалевский
Российская газета - Федеральный выпуск: №148 (6124)
Читать на сайте RG.RU

Андрей Житинкин, режиссер, народный артист России:

- Если обязательное страхование работников, о котором "Российская газета" пишет на 1-й и 3-й полосах, все-таки введут, то это будет просто замечательно. Как человек из мира искусства могу сказать, что мы только этого и ждем. К сожалению, у нас очень часто срываются проекты, продюсеры объявляют себя банкротами. Это касается и кино и театра, и даже различных фестивалей и перформансов.

Почему-то считается совершенно ненаказуемым создание ситуаций, когда люди, в данном случае это режиссеры и актеры, тщетно тратят свои мозги, личное время и эмоции. Человек уже фантазирует на тему спектакля или роли, вживается в образ. Я знаю многих замечательных актеров, которые идут на все, для того чтобы сделать это как можно сильнее. К примеру, когда надо понять, каково сидеть в тюрьме, то артист идет в исправительное учреждение, договаривается с администрацией, пытается попасть в "одиночку", чтобы провести там какое-то время и ощутить все это на собственной шкуре. Ведь наша профессия сильно завязана на состоянии организма. Представляете, каково ему бывает, когда после таких больших затрат сил и времени проект срывается?

Скажу больше, инициатива минтруда возможно даже станет первой ступенькой к нормальным творческим профсоюзам, которые у нас пока отсутствуют. Есть только Союз театральных деятелей, который помогает пожилым людям, у которых ситуация совсем тяжелая. Я с ужасом наблюдаю за тем, как театральные вузы огромную армию актеров выпускают на улицу. У нас совершенно не заботятся о том, как складывается их дальнейшая судьба, нет никакой обратной связи. А ведь профсоюз в период простоя, когда у артиста нет ролей, выполняет страховочную функцию. В развитых западных странах тот, кто по каким-то причинам не может сниматься, в течение трех лет ежемесячно получает из профсоюзных фондов деньги в размере своей последней зарплаты. И даже звезды первой величины с многомиллионными гонорарами отчисляют в профсоюзы определенный процент от своих доходов. К слову, также живет и балет. Когда танцор растягивает связки, то для восстановления ему просто необходимо время и надлежащие условия.

Западная модель страхования стимулирует и карьерный рост. Там актеры изо всех сил стараются сыграть в хорошем спектакле или кино, чтобы повысить свой гонорар. Ведь этот доход останется у них на три года даже в случае безработицы.

Однако напоследок хочу отметить, что расслабляться в таких ситуациях тоже нельзя. Ведь если человек за это время потеряет форму и не сможет найти новый контракт, то он не вернется в искусство уже никогда.

Образ жизни