Как пояснил "РГ" координатор проектов по лесам высокой природоохранной ценности российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Константин Кобяков, с одной стороны, в декларативной части Лесного кодекса написано, что леса делятся по целевому назначению. Выделяются эксплуатационные леса, основное назначение которых заготовка древесины. И защитные леса, необходимые для обеспечения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других полезных функций. И записано, что в защитных лесах запрещается деятельность, несовместимая с их целевым назначением, то есть рубки с целью заготовки древесины.
Однако если посмотреть "практическую" часть кодекса, продолжает эксперт, окажется, что для защитных лесов не предусмотрено специальных, отличных от эксплуатационных лесов, нормативов. Сейчас в любом защитном лесу можно на любом участке назначить рубку, не связанную с его назначением. И процедура назначения этих рубок никак не отличается от той, что существует для эксплуатационного леса. Кроме того, рубки, как правило, назначаются там, где есть деловая древесина.
"В СССР в защитных лесах были категорически запрещены рубки с целью заготовки древесины с промышленными целями. Когда приняли современный Лесной кодекс, в нем защитный режим для многих категорий защитных лесов поначалу был даже усилен. Там были запрещены сплошные рубки, рубки ухода и даже санитарные рубки. Но потом в него начали вноситься изменения, и сейчас фактически существует только один запрет - сплошных рубок. Стали возможны рубки для заготовки древесины, практически разрешено передавать защитные леса для этого в аренду", - рассказывает Константин Кобяков. Последние поправки на этот счет были внесены в 2010 году. Пока еще вырубка защитных лесов не приняла широкомасштабный характер, потому что еще не во все нормативно-правовые акты внесены соответствующие изменения. "Но есть "регионы-передовики". Например, Приморский край, где уже более половины защитных лесов передано в аренду для заготовки древесины", - продолжает эксперт. Весной на заседании президиума Госсовета президент страны дал поручение минприроды их подготовить, чтобы обеспечить запрет на заготовку древесины в защитных лесах и на их аренду с этой целью.
Пока же защищать ценные леса помогает сертификат FSC (Forest Stewardship Council). Промышленники, его получающие, обязаны заготавливать только легальную древесину и брать на себя обязательства по сохранению лесов. При нарушении условий сертификата можно лишиться, а с ним и хорошей репутации, возможностей выхода на рынок. Хорошим примером в этом плане может послужить Архангельская область, где экологам удалось договориться с крупными лесозаготовителями - владельцами сертификата о моратории на рубки почти 700 тысяч гектаров леса. Об этом рассказал эколог архангельского отделения WWF Артем Столповский. Промышленники подписали с экологами соответствующие соглашения. И леса, попавшие под мораторий, будут объединены в особо охраняемую природную территорию.
"От 600 до 700 тысяч гектаров - зоны строгой охраны. Первый мораторий подписан в 2004 году. Активно вовлечение идет последние три года", - рассказывает эксперт. Хотя перспективы дальнейшего увеличения охранной площади лесов почти нет, большинство крупных лесопромышленников уже подписались не вырубать ценные леса.
Между тем, отмечают эксперты, в Архангельской области преобладает экстенсивная модель лесного хозяйства - "добыча" древесины в естественно выросших лесах с помощью проведения сплошных рубок без эффективного лесовосстановления и ухода за молодыми вторичными лесами. Кроме того, разрушительной для лесов является и разработка месторождений алмазов в регионе. Так, одна из новых разрабатываемых трубок - трубка им. В. Гриба расположена в границах существующего заказника регионального значения (территория разработки карьера была исключена из заказника). Объем вскрышной породы - 380 млн кубометров, глубина карьера - 460 метров. "Сокращение границ ООПТ и ослабление их режима охраны для удобства недропользователей без должного учета общественного мнения и анализа рисков для природы обычная практика в Архангельской области", - добавляет Артем Столповский.
Справка "РГ"
Площадь защитных лесов в России - 18 процентов от всего лесного покрытия России. Всего существует 17 категорий защитных лесов и 20 категорий особо защитных лесных участков.