10.07.2013 21:06
Экономика

Уральские перевозчики посчитали выгоду от перехода на газ

На Южном Урале посчитали, во сколько обойдется перевод муниципального автопарка на газ
Текст:  Владимир Васин (Челябинская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (6125)
В ближайшее время Челябинск получит еще 15 автобусов, рассчитанных на газовое топливо. Таким образом, доля муниципального автобусного парка на сжатом газе вырастет до 20 процентов. Напомним, планы федерального минтранса предусматривают довести этот показатель к 2020 году в городах-миллионниках до 50 процентов, в населенных пунктах, где проживает свыше 300 тысяч человек, - до 30 процентов, а в городах с численностью населения от 100 до 300 тысяч человек - до 10 процентов.
Читать на сайте RG.RU

Речь идет о машинах, двигатели которых рассчитаны на использование не привычной пропан-бутановой смеси, а метана. Автобусы, двигатель которых работает на метане, выбрасывают в атмосферу в восемь раз меньше вредных веществ, чем обычное транспортное средство. Все необходимые для использования метана технологии давно отработаны, он намного дешевле, чем бензин и солярка, но как топливо по-прежнему остается экзотикой. Транспортники не оспаривают утверждения, что газификация сделает муниципальный транспорт более экологичным, но не уверены в экономической стороне проекта.

Внешне все выглядит хорошо. По словам директора МУП "Челябинский автобусный транспорт" Эдуарда Маховского, газовое оборудование позволяет экономить до 40 процентов ресурсов. На 100 тысяч километров пробега выгода составляет порядка 250 тысяч рублей на машину. Но все меняется, если копнуть чуть поглубже. При низкой стоимости собственно голубого топлива работающие на нем автобусы, оказывается, обходятся владельцам в 1,5 раза дороже традиционных аналогов.

- Если за новый автобус большого класса с дизельмотором просят порядка четырех миллионов рублей, то газовый обойдется в шесть, - замечает директор МУП "Копейское пассажирское автопредприятие" Иван Петяк.

В идеале же необходима установка автозаправок непосредственно на территории предприятий. Нужны цеха и специалисты для освидетельствования газовых баллонов, комплексы по заправке метаном, сервисные центры и подготовка водительского состава. Расходы на экономию начинают расти пугающими темпами…

Отсутствие разветвленной газовой инфраструктуры и сети заправок делает выгоду от эксплуатации газифицированного транспорта еще более спорной. Смесь пропана и бутана сегодня используется на многих автомобилях - пример тому городские маршрутки, но их доля в масштабах страны не превышает процента. Сеть АГЗС не сравнить с числом бензоколонок. Во всей России с ее огромными запасами природного газа построено только около 250 газонакопительных метановых станций. Еще в октябре 2011 года министр строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Виктор Тупикин подписал с дочерней структурой "Газпрома" протокол о намерениях, в котором использование газомоторного топлива называлось одним из приоритетных направлений развития регионального автохозяйства. В частности, речь шла о предоставлении автопредприятиям льгот при условии перехода на газ, строительстве АГЗС и даже о персональных передвижных заправках для крупных АТП.

Никаких видимых изменений с тех пор не произошло. В Челябинске по-прежнему работают четыре метановые заправки, а в Копейске, к примеру, - ни одной. В день автобусу городского маршрута требуется пополнить запас топлива 1-2 раза. Соответственно, поездки за метаном в том же Копейске обойдутся в 85 тысяч рублей в год на каждую единицу транспорта.

- Полностью заполненные баллоны позволяют проехать 300-400 километров. Поэтому междугородный маршрут оказывается привязанным к имеющимся на трассах метановым заправочным станциям, - поясняет директор частного АТП Станислав Новичихин. Стало быть, экологичные автобусы смогут возить пассажиров либо в Магнитогорск, либо в Миасс и Златоуст. Не дальше.

Перевод транспорта на газ поощряют правительства многих стран. Так, в Италии и Франции это дает предприятиям преимущество при распределении госзаказов. В большинстве государств Европы власти частично компенсируют затраты на переоборудование автомобилей и строительство заправок, освобождают от налогов, не облагают ввозными пошлинами импортное оборудование и комплектующие.

Южноуральские транспортники не ждут манны небесной. По их мнению, программа поддержки должна хотя бы компенсировать разницу в стоимости газовых и обычных автобусов - за счет дотаций автопредприятиям. Предлагается также задействовать административный рычаг: включить в условия муниципальных конкурсов на обслуживание городских и пригородных маршрутов использование автобусов на метане.

Экономика Общественный транспорт Челябинская область Урал и Западная Сибирь