Если, конечно, будет принят законопроект, который предусматривает такое наказание. В ближайшие дни его должны направить в Госдуму. Хулиганов также внесут в "черный список", что даст право авиакомпаниям больше не продавать им билеты. Предусмотрены санкции и за "мелкие пакости". Здесь будет усилена административная ответственность и предусмотрены штрафы от 2,5 до 5 тысяч рублей штрафа.
И хотя рассматривать законопроект будут не раньше осени, эксперты уже предлагают его поправить. Чем гражданские самолеты отличаются от вагонов метро или железной дороги, задает вопрос глава аналитического отдела "Авиапорт" Олег Пантелеев. В отношении пьяных пассажиров - ничем. Тогда, говорит эксперт, надо ужесточать наказание и для тех, кто дебоширит на других видах транспорта.
Сейчас того, кто мешает другим в пути на железной дороге, высаживают на промежуточной станции. У командира самолета тоже есть право запросить экстренную посадку и сдать дебошира местной полиции. Причем его могут посадить на 15 суток. А также по суду обязать возместить авиакомпании средства, потраченные на экстренную посадку. Однако суд всегда учитывает при таком решении финансовые возможности подсудимого по выплате авиакомпании. Поэтому перевозчики пока еще ни разу не получили обратно своих миллионов рублей, потраченных на вынужденную посадку из-за пьяного дебошира.
Но и ужесточение наказания, по мнению Пантелеева, особых успехов не принесет. Более эффективно, считает эксперт, ограничивать употребление спиртного на борту самолета. Еще одним выходом может стать запрет на посадку в самолет пьяных пассажиров, считает Пантелеев. Другие эксперты, развивая эту идею, говорят о том, что авиакомпания не должна возвращать такому пассажиру деньги за билет. Но чтобы со стороны авиакомпаний не было злоупотреблений, такой пассажир должен пройти медицинское освидетельствование. В противном случае даже тех, кто выпил только пару бокалов вина, могут завернуть с полпути. И здесь возникает вопрос о необходимом установлении норм по промилле для авиапассажиров, как для водителей авто.
Что же касается "черных списков" авиапассажиров, то в любом случае их должна вести не Росавиация, как предлагают авторы законопроекта, а правоохранительные органы либо общественные организации. При этом включать в должны по решению суда, а данные о таких пассажирах-хулиганах должны быть не в общем доступе, чтобы соблюсти требования законодательства о персональных данных, считает Олег Пантелеев. При этом фигурантам списка обязательно нужно дать право оспорить судебное решение. Авиакомпании понимают, что списки будут полезны, но для их введения нужно менять многое в законах, заключил он.
Андрей Демин, президент Российской ассоциации обществ здоровья:
-Можно принять более простые меры - не продавать алкоголь в аэропортах перед полетом. Тогда не потребуется сажать человека, потому что на борт сегодня пропускают только тех, у кого спиртное из дьюти-фри.
Можно применить и алкотестер. Тогда в самолет сядут только трезвые пассажиры. А там ему если и наливают, то только под контролем персонала. Ничего обидного в этом нет. Одна мера уже работает: не пускать на борт со своим алкоголем. Остается контроль при посадке. Пожалуйста, вы можете его купить, но при посадке сдать в багаж. Надо еще ввести правило сдавать купленные бутылки в дьюти-фри. Будешь выходить - получишь все в целости и сохранности. А сажать на 5 лет - это, считаю, не с той стороны заход.
Елена Коломейцева, заместитель начальника отдела общественных связей и правового обеспечения Главного управления на транспорте МВД России:
-Могу обозначить только свою гражданскую позицию. Когда летишь с ребенком, неприятно, если кто-то дебоширит. Но и все 100 процентов пассажиров, которые находятся подшофе, тоже нет оснований не допускать на рейс. Хулиганят немногие. Кто-то пьет для храбрости. С другой стороны, ограничивать гражданские права пассажиров на передвижение нельзя. Имеет смысл наделить экипаж воздушного судна большими полномочиями, чтобы он мог предпринять конкретные действия в отношении дебоширов. Сейчас они такой возможности практически не имеют.
Владимир Черток, заместитель руководителя Ространснадзора:
- Необходимо в разы поднять штрафы. Дебоширы должны компенсировать расходы государства: вызов наряда полиции, расходы надзорных органов по возбуждению и ведению дел, медпомощь для других пассажиров.
После этого дебошир может быть по суду привлечен к ответственности авиакомпанией за внеплановое приземление самолета, аэропортом - за внеплановое задействование авиабезопасности, пассажирами, пострадавшими в результате инцидента.
Авиакомпании в свою очередь должны информировать о последствиях противоправного поведения. Размещать информацию в аэропортах, на бортах самолетов, в виде памятки, которую выдают при покупке билетов.
Подготовила Людмила Алехина