Дорогое удовольствие
Необходимость строительства еще одной магистрали вокруг Москвы назрела давно. Существующие трассы не справляются с фактическим транспортным потоком, но это лишь одна беда. Другая проблема - через область проходят все основные международные транспортные коридоры, большинство из которых никак не стыкуются между собой. Поэтому 60% всех импортных грузов сначала фурами везут через область в Москву, а потом отправляют к месту назначения - все через ту же область. По силе экологического вреда один большегруз равен как минимум трем легковушкам. Отсюда третья проблема - экология подмосковных городов, через которые идут все трассы, год от года все хуже. Новая кольцевая магистраль, которая опояшет область в радиусе 30-70 км от МКАД - единственная возможность решить одновременно все эти проблемы.
Проект новой трассы в Подмосковье разработали еще в 2007 году. Но приступить к реализации не могли. Во-первых, 495 из 530 км ЦКАД проходят по территории области, где вся земля давно в частных руках. Часть участков пришлось изымать под госнужды, а это процедура небыстрая. Вторая проблема - деньги. Проект стоит 900 млрд рублей, федеральный центр обещал половину, а остальные 450 млрд должна была инвестировать область. Эта сумма превышала годовой консолидированный бюджет Подмосковья! "Сейчас этой проблемы нет, - говорит врио губернатора Андрей Воробьев. - У нас есть инвесторы, готовые вложить капитал в государственно-частное партнерство".
Ради скорости
Основная часть ЦКАД пройдет параллельно существующему Малому московскому кольцу, так называемой бетонке. Количество полос на разных участках от 4 до 8. В районе новой Москвы трасса "аппендицитом" опускается вниз и дотягивается практически до Большого московского кольца, обойдя Клин и Звенигород. В этом районе расположена большая рекреационная зона, которую проектировщики решили сохранить. Вообще, в города ЦКАД решили не заводить, чтобы не превращать их в транзитные участки, - дорога обойдет также Апрелевку, Ногинск, Бронницы и еще несколько крупных муниципальных образований. В местах, где трасса будет пересекать экологические коридоры, возведут 80 арок для сохранения естественных миграционных путей животных. Такое требование выдвинули международные экологические организации, которые привлекались к разработке проекта.
Там, где новое кольцо близко подойдет к населенным пунктам, установят шумозащитные экраны. Никакого другого движения, кроме автомобильного, на всей протяженности трассы не предусматривается. Во главу угла проектировщики ставят скорость и говорят, что она снизится, если пустить по дороге хотя бы один маршрут общественного транспорта. Планируемый скоростной режим на ЦКАДе составит от 80 до 140 км/ч. Пропускная способность - до 80 тысяч автомобилей в день. Причем съезжать со скоростных участков будет нельзя, за исключением мест, где они пересекаются с другими федеральными или крупными территориальными автодорогами. Для этого возведут 30 развязок и 95 путепроводов. Для пешеходов через ЦКАД построят несколько десятков наземных переходов.
Строиться дорога будет из материалов, произведенных в Московской области. Все участвующие в реализации проекта компании должны быть зарегистрированы в Подмосковье, чтобы платить налоги в региональный бюджет. Это принципиальная позиция Андрея Воробьева, отраженная в соглашении, которое область заключила с госкомпанией "Российские автомобильные дороги".
Местные не платят
Большая часть ЦКАД будет платной. Бесплатными останутся всего два участка - 90 км от Минского до Ленинградского шоссе и 60 км от Клина до Дубны. Но власти заверяют: жители Подмосковья за пользование дорогой платить не будут. Пункты оплаты расположат так, чтобы у людей оставалась возможность въехать на трассу из одного города и съехать с нее в другой, минуя автоматы по сбору денег.
Петр Кацыв, руководитель главного управления Московской области по взаимодействию с федеральными органами госвласти
- На сегодня практически со всеми ведомствами прохождение трассы согласовано, проектные работы завершены. Мы сделали все максимально возможное, чтобы обойти даже небольшие поселки, не нарушая привычного уклада жизни людей.