Кто из нас в последнее время в компании не делился схожим впечатлением от похода в кино: пришел в зал, а там, кроме меня - человек 7, будто индивидуальный просмотр. Действительно, когда есть возможность посмотреть на домашнем кинотеатре любую картину - зачем куда-то идти? К тому же билет в кино стоит от 250 до 1000 рублей (VIP-залы). А если хочется посмотреть фильм всей семьей?
Авторы фильмов и дистрибьюторы справедливо утверждают, что смотреть кино лучше на большом экране, в хорошем качестве и с достойным переводом, если фильм иностранный. Но Интернет и новые технологии диктуют свои законы.
И вот издание киноиндустрии "Бюллетень кинопрокатчика" в июне сообщает, что жители РФ ходят в кинотеатры в основном на блокбастеры. Другое кино их почти не интересует. И это отражается на кассовых сборах кинотеатров - они практически не растут из-за пиратства и демографического спада.
Цифры, приводимые изданием, таковы: кассовые сборы российских кинотеатров по итогам 1-го полугодия составили 22,185 млрд рублей (+4,7% к аналогичному периоду прошлого года). За этот период продано 94,4 млн билетов (+0,4%).
- Любой прокат имеет свою сезонную динамику, - объясняет ситуацию гендиректор дистрибьюционной кинокомпании "Каро Премьер" Алексей Рязанцев. - Нет ничего необычного, например, в том, что летом в кинотеатрах происходит отток зрителя. В традициях американского проката лето - это сезон блокбастеров. Американцы специально придерживают фильмы, и с середины мая и до начала августа выходит блокбастер на блокбастере. В американском прокате это - страда. У нас же больше зрителей в весенне-осенне-зимний период. А летом, наоборот, - отток. В предыдущие год-два это наблюдалось не так сильно. А в этом году - через край. Поскольку мы в этом году прокатываем картины Голливуда, то подстроены под общий график релизов и смотрим фильмы одновременно со всем миром. Посмотрите на общую картину - каждую неделю один блокбастер сменяет другой: "Железного человека-3" сменяет "Форсаж-6", затем в прокате "Человек из стали", после него "Война миров Z", за ней - "Одинокий рейнджер", "Тихоокеанский рубеж", "Росомаха" и так далее...
Почему говорят о снижении показателей? - продолжает Рязанцев. - Основные "поставщики" кинотеатров - молодежь с 1990 по 1995 год рождения. А их-то как раз и мало: мы же помним, что было в то время, какой демографический кризис. Но в Западной Европе и Америке, наоборот, улучшение посещаемости кинотеатров. Хотя и у них в начале 1990-х была стагнация. Но давайте не забывать, что количество залов в больших городах тоже не способствует динамике увеличения цифр посещаемости. И, если и будет некоторое улучшение, то оно наступит с реализацией программы строительства кинотеатров в малых городах, где большинство зрителей сегодня не имеют возможности посещать кинотеатры так, как в столицах.
Между тем
Аналитическая компания Movie Research приводит следующие данные:
Рост посещаемости российских кинотеатров в январе-июне 2013 года составил 1,7%, посещаемость выросла до 94,7 млн. Объем кассовых сборов при этом составил 22,12 млрд рублей (плюс 5,2% к аналогичному показателю 2012 г.).
Положительная динамика происходит и в процессе замедления роста цен на билеты. Снижение начало происходить уже после затяжных новогодних праздников. К примеру, если в январе 2013 года средняя стоимость билета составляла 254 рубля, то в июне она снизилась до 220 рублей. В среднем по полугодию средняя стоимость билета в кино составила 233 рубля.
Исполнительный директор Movie Research Александр Лужин считает, что снижение цены билета благотворно скажется на интересе граждан к посещению кинотеатров и позволит увеличить посещаемость. В последние 3 года рост стоимости билета в кино начал обгонять рост доходов населения, как результат прирост посещаемости в 2011-2012 годах не превышал 1,7%, в то время как в 2009-2010 годах прирост по посещениям составлял 15-20%.