Напомним основные пункты этого документа. Вводится погрешность прибора при определении трезвости водителя. С момента, когда законопроект вступит в силу, она будет установлена в размере 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха.
Эту совокупную погрешность прибора рассчитал Институт метрологии и подтвердил Росстандарт. Благодаря введению такой погрешности удастся избавиться от спорных случаев, когда людей лишали прав за содержание в выдохе сотых долей промилле.
Вторая особенность этого документа - введение по некоторым серьезным нарушениям наказания за их повторность. Так, например, за проезд на красный сигнал светофора штраф остался прежним - 1000 рублей. Но появилась дополнительная ответственность за повторное нарушение. В этом случае - 5 тысяч штрафа или лишение прав на 4-6 месяцев.
Исключена норма, предусматривающая ответственность за превышение скорости более чем на 10 км/час. Но параллельно с этим увеличена ответственность за превышение скорости на 20-40 км/час. Вместо 300 рублей водителю придется заплатить 500. Кстати, именно для 12-й главы КоАП минимальный штраф теперь равен 500 рублям.
За превышение скорости на 40 - 60 км/час штраф останется прежним - 1000 - 1500 рублей. Но за повторное нарушение придется платить уже от 2000 до 3000 рублей. За превышение более чем на 60 км/час, но не более чем на 80 км/час, также осталась прежняя норма. Но за повторное нарушение грозит безальтернативное лишение прав на год. Превышение скорости более чем на 80 км/час будет караться штрафом 5000 рублей или лишением прав на 6 месяцев. А при повторном нарушении - лишением прав на год.
Впервые в законе предусмотрено совмещение таких наказаний, как штраф и лишение прав. Пьяный за рулем будет наказан не только тем, что два года будет ходить пешком. Ему придется заплатить в бюджет 30 тысяч рублей. А за повторное нарушение он уже расстанется с 50 тысячами рублей. А также лишится прав еще на три года.
Управление транспортным средством без прав грозит штрафом от 5 до 15 тысяч рублей. А водителю, лишенному прав, - 30 тысяч рублей, или арест до 15 суток, или принудительные работы на срок от 100 до 200 часов.
Впервые установлены минимальные сроки ареста. Например, за вождение в нетрезвом виде и без прав (был лишен водительского удостоверения или не имеет прав на управление данной категории) предусмотрен арест от 10 до 15 суток. Только в том случае, если на водителя нельзя наложить наказание в виде ареста, предусмотрен штраф в размере 30 тысяч рублей. Эти случаи оговорены и в нынешней версии КоАП: например, за решетку нельзя сажать беременных либо тех, у кого на иждивении дети до 12 лет.
А теперь о самом интересном. В случае лишения прав водителям удастся вернуть себе документ обратно по истечении срока лишения, только сдав теоретический экзамен. Тем, кто лишен прав за пьянку или отказ от медосвидетельствования, права отдадут еще и после дополнительного медицинского освидетельствования. Таким образом, законодатели планируют отсечь от управления тех, кто состоит на учете в наркодиспансерах.
О теоретическом экзамене стоит поговорить отдельно. Дело в том, что сейчас на прием экзаменов довольно большие очереди. Всего за год 2300 сотрудников ГИБДД принимают более восьми миллионов экзаменов. Более чем в половине случаев это повторная сдача. Справятся ли гаишники с новым потоком? А именно с теми, кто придет сдавать теорию после лишения прав? А таких у нас в стране только за прошлый год насчитывается более 850 тысяч человек.
При этом 435 тысяч из них лишены прав именно за пьянку. 243 тысячи - за отказ от прохождения медосвидетельствования. При введении ответственности за повторные нарушения в виде лишения прав количество лишенцев, скорее всего, увеличится.
Как заверили корреспондента "РГ" в Главном управлении обеспечения безопасности, такая практика была в советские годы, и инспекторов на эту процедуру хватало. Правда, тогда в год не получали права более двух миллионов водителей. С другой стороны, тогда не было и автоматизированных классов по приему теоретического экзамена. А так как речь идет только о теории, то в Госавтоинспекции уверены, что справятся с дополнительной нагрузкой.
Татьяна Шутылева, председатель совета Федерации объединений автошкол:
- Если взять самые "популярные" статьи лишения водительского удостоверения - пьянка, встречка, теперь добавится проезд на красный сигнал светофора (повторно), - трудно предположить, что водители, совершившие данные правонарушения, не знали, что нельзя пить, садясь за руль, или нельзя выезжать на встречку, или не подозревали, что значит красный сигнал светофора.
Проблема кроется в психологической сфере. Почему, зная, что данное поведение запрещено, человек его демонстрирует?
Это вопрос, ответ на который ищут эксперты во всем мире. Это область дорожной психологии.
Ведь по движению машины безошибочно можно сказать об уме сидящего за рулем человека, уважении к другим, ответственности, дисциплинированности, воспитанности, взрослости, требовательности к себе, разумной осторожности, или об их отсутствии.
В связи с этим проводить тестирование лишенцев только на знание ПДД - это не совсем верный путь. Здесь нужен вопросник, содержащий психологическую составляющую, нацеленную на формирование модели поведения соблюдения ПДД.