11.07.2013 00:07
Культура

Александр Тихонович: педагоги по вокалу не должны стараться делать ребенка взрослым

Жюри детского музыкального конкурса "Витебск-2013" возглавил народный артист Беларуси Александр Тихонович
Текст:  Юлиана Леонович
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №26 (606)
Жюри XI Международного детского музыкального конкурса "Витебск-2013" возглавил народный артист Беларуси Александр Тихонович. Сегодня он - гость "СОЮЗа".
Читать на сайте RG.RU

Александр Григорьевич, есть мнение, что судить детские конкурсы в разы тяжелее взрослых. Наградить хочется всех, но первое место только одно...

Александр Тихонович: Если ребенок пришел на песенные соревнования, значит, его решение было осознанным. И он должен понимать, что судьи оценивают его в первую очередь как артиста. Поэтому нужно не только иметь хорошие вокальные данные, но и обладать артистизмом, харизмой. Конкурсы вроде "Славянского базара" и "Детского Евровидения" - это прекрасный старт для будущей карьеры. Кроме того, это и незабываемые впечатления, которые, уверен, сохранятся у ребят на всю жизнь. Я сам в юности участвовал во множестве вокальных конкурсов и до сих пор помню те эмоции переполняющего восторга и искреннего счастья.

Одно время много говорили о том, что стоит изменить концепцию детского фестиваля и сделать не конкурс, а просто смотр песни. Без первых, вторых и обидных третьих мест. Как вам эта идея?

Александр Тихонович: Не очень. Ведь вся прелесть фестиваля в Витебске и заключается в вокальных конкурсах. Соревновательный дух только подстегивает и раззадоривает участников. А так что? Выступили, получили одинаковые дипломы, разъехались по домам? Вне конкурентной среды у ребят не будет стимула показать себя с лучшей стороны. Конкурсант должен всегда быть настроен на победу, иначе участие не имеет смысла.

Обратная сторона любого конкурса такова, что через какое-то время победители забываются...

Александр Тихонович: Согласен. Часто получается так, что педагоги привели ребенка к победе, помогли завоевать приз и ушли в поисках новых талантов. А дитя, таким образом, остается один на один с шоу-бизнесом. Я могу привести пример единственного на моей памяти исключения из правил - телепроекта канала ОНТ "Я пою". На мой взгляд, это самая лучшая программа, которую когда-либо делало белорусское ТВ. Она дает шанс деткам не только на постепенное восхождение на музыкальный Олимп, но и представляет собой благодатную почву для формирования юных талантов. И самый главный момент - телеканал не забывает о своих маленьких звездочках. Они принимают участие в концертах, творческих вечерах, телесъемках... Все это стало возможным благодаря одному человеку - директору Дирекции спецпроектов канала ОНТ Анжелине Микульской: это ее кропотливая работа. И я вижу в глазах этого человека, что делает она это не ради галочки в отчете, а по зову и искреннему велению сердца.

Вы заметили тенденцию: возраст участников детских конкурсов песни с каждым годом становится все меньше, а репертуар при этом - все взрослее.

Александр Тихонович: Петь о любви в 14 лет позволительно, но в 5-6 лет рановато. Здесь дело в грамотно подобранном репертуаре. Педагоги по вокалу всегда должны помнить об этом и не стараться делать ребенка взрослым. Он таким еще станет.

Как-то вы говорили, что первостепенная задача детских конкурсов "Славянский базар" и "Евровидение" - не только открывать молодые имена, но и не давать им затухать. Прогресс в этом деле уже наметился, как думаете?

Александр Тихонович: После распада Советского Союза появился вакуум молодых артистов, который, как оказалось, и заполнить-то нечем. Я искренне верю, что участники детских конкурсов - наше молодое музыкальное будущее. Если ребята не будут лениться и станут прикладывать определенные усилия, то через пару-тройку лет станут достойными представителями эстрады, вот увидите.

В этом году организаторы "Славянского базара" объявили, что меняют формат. А нуждается ли этот четко отлаженный за 22 года механизм в изменениях?

Александр Тихонович: Фестиваль - как живой организм: он постоянно должен совершенствоваться. При этом следует чтить традиции. Мне жаль, что в этом году отменили традиционные Дни культуры Беларуси, России и Украины. Но, с другой стороны, пройдет День Союзного государства с очень сильной праздничной программой. Изюминкой же витебского фестиваля считаю конкурс молодых исполнителей. Он по-прежнему остается таким же профессиональным, как и два десятка лет назад. Спасибо организаторам за то, что не стали двигаться в сторону всепоглощающего масскульта и не превратили конкурс в дешевое шоу спецэффектов.

Ваш день рождения выпадает на время проведения "Славянского базара". Помню, с каким размахом вы отмечали свое шестидесятилетие. В этом году планируете что-то особенное?

Александр Тихонович: Я стараюсь вообще ничего не планировать. Все, как правило, происходит экспромтом, юбилеи не в счет. Для меня "Славянский базар" - это встречи со старыми друзьями, возможность побывать на родине родителей (они родом из Витебской области), сила притяжения Летнего амфитеатра, улыбки и любовь зрителей. "Славянский базар" - это ежегодный праздник души. Дай бог ему еще многих-многих лет жизни и процветания.

Поп-музыка