Дело тут не в чрезвычайно любезном общении между двумя мужчинами, к которому в Европе уже давно привыкли, а в том, кому адресовались эти слова. Адресатом сообщений был Луис Барсенас, бывший главный казначей Народной партии. Уже две недели он пребывает в следственном изоляторе, куда его поместили по подозрению в получении "откатов" от строительных компаний за лоббирование их интересов в высших кругах. Поступившие от них деньги распределяли среди партийных лидеров.
После опубликования переписки главный соперник Рахоя за премьерское кресло, лидер Испанской социалистической рабочей партии Альфредо Перес Рубалькаба потребовал отставки действующего главы кабинета. "Молчание, ложь и, как мы сейчас узнали, сговор, чрезвычайно серьезный сговор", - так охарактеризовал Рубалькаба поведение Рахоя и других "народопартийцев" в связи с этим делом. По его мнению, глава правительства "не способен управлять страной" и наносит "неизмеримый ущерб демократическим институтам страны, которая переживает сложный период". Лидер социалистов пообещал прервать любые контакты с Народной партии и обратился к другим оппозиционным силам "для достижения согласия о единых действиях в случае отказа Рахоя уйти в отставку" Ожидается, что в ближайшее время в парламент внесут вопрос о вотуме недоверия председателю правительства.
Сам премьер, в феврале опровергнувший слухи о незаконных выплатах, с тех пор по сути хранит молчание. Однако вчера уйти от новых жестких вопросов Рахою было бы крайне затруднительно: вечером у него была запланирована пресс-конференция. Зато некоторое время назад свое молчание прервал главный фигурант дела Луис Барсенас. Обладатель внушительных финансов на швейцарских счетах, которые и заинтересовали в свое время испанскую прокуратуру, признал, что последние 20 лет Народная партия действительно вела "черную бухгалтерию". Он также предоставил газете El Mundo цветную копию тайной тетради с суммами к уплате партийцам. Смс-переписка не спасла Рахоя: он тоже фигурирует среди получателей денег. Согласно этим документам, нынешний премьер, а в 1997-1999 годах министр общественной администрации и образования, в 1997 году получил 7 миллионов песет (около 42 тысяч евро), а в 1998 и 1999 годах - по 4,2 миллиона песет (около 25 240 евро). Согласно местным законам, члены правительства не имеют права получать никакие дополнительные доходы.
Однако кабинет министров продолжал делать вид, будто не замечает разразившийся скандал. Впрочем, в выходные в камеру к Барсенасу заглянул неожиданный посетитель - аппаратчик Народной партии Хавьер Иглесиас Редондо. По словам адвоката Барсенаса, Редондо заявил следующее: "Если ты не закроешь свой рот, твоя жена отправится по твоим следам. А если заткнешься, твое дело сначала отложат, а потом признают недействительным. Считай это официальным посланием партии". Неудивительно, что после такого шантажа Барсенас попросил своего адвоката приехать в понедельник на допрос к судье Русу вместе с секретными документами о "черной бухгалтерии" Народной партии.