Ресурсный центр, на базе которого активисты смогут выстроить систему альтернативного контроля над жилищно-коммунальным комплексом, должен появиться в Воронежской области до конца 2013 года. Жители региона смогут сообщать о нарушениях по "горячей линии" или через специальную приемную, получать советы по конкретным ситуациям, а при желании - постичь премудрости жилищного законодательства на семинарах.
Об этом было заявлено в Воронеже на совещании "Развитие общественного контроля в сфере ЖКХ как путь улучшения качества услуг". В нем участвовали представители минрегиона РФ, Общественной палаты РФ и Фонда содействия реформированию ЖКХ, органов власти и жилищных инспекций, профильных некоммерческих организаций, а также омбудсмены из большинства областей ЦФО.
В ряде регионов Центры общественного контроля уже заработали. Толчком к их созданию послужило поручение президента, данное минувшей зимой. Пока они держатся на энтузиазме сотрудников, но рассчитывают на получение грантов по конкурсу минэкономразвития РФ. Координация процесса возложена на НП "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ". Его исполнительный директор, председатель комиссии по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева отметила, что не все Центры можно считать "живыми":
- Мы смотрим на несколько показателей: выстроена ли система сбора жалоб на нарушения закона и принятия мер для их устранения, привлекаются ли к работе с заявлениями студенты-юристы, ведется ли правовое просвещение граждан (в том числе в СМИ). Ведь одна из главных проблем общественного контроля - нехватка знаний. Наше жилищное законодательство настолько сложное, что и чиновники нередко путаются. Думаю, об эффективности Центров можно будет говорить, когда снизится количество неграмотных обращений в органы власти. Сегодня же люди порой жалуются на протекающую трубу прямиком в министерство…
К слову, в ходе совещания выяснилось, что некоторые из Центров общественного контроля показались федеральным экспертам недействующими из-за того, что слишком скупо извещали Москву о своей работе. На деле же именно эти организации приносят гражданам серьезную пользу. Активисты "волонтерят" там без отрыва от основной работы - поэтому времени на составление отчетов зачастую нет.
В Воронеже прообразом такого ресурсного центра в свое время была некоммерческая организация "Совет горожан". В последние годы развивается также общественный совет по вопросам развития ЖКХ при главе города: специалисты обучают и консультируют старших по дому и председателей ТСЖ, рассматривают случаи некорректного начисления платежей.
Воронежская область - один из передовых регионов России по темпам и качеству развития общественного контроля в сфере ЖКХ, подчеркнула Светлана Разворотнева в разговоре с губернатором Алексеем Гордеевым и посоветовала поддержать такой контроль в сельских районах. По ее мнению, необходимо также организовать массовый "ликбез" и организовать широкое обсуждение профильных нормативных актов.