Это первый транш по региональной программе "Развитие прибрежного рыболовства в Калининградской области на 2013-2020 годы". Общий объем ее финансирования составляет 336 млн руб.
- Компенсации выплачиваются ежеквартально по фактически понесенным затратам, - уточнил глава регионального агентства по рыболовству и развитию рыбохозяйственного комплекса Сергей Ершов. - Их получат 14 предприятий, подавших заявки в апреле, еще около трех десятков - по итогам второй заявочной кампании.
Всего рыбакам в период до 2020 года выделят 251 млн руб., в ответ они должны увеличить вылов мелкосельдевых рыб с 17 до 30 тысяч тонн в год.
- Эта задача посильная, - заметил председатель правления областного Рыбакколхозсоюза Олег Твердохлеб. - Появилась возможность ремонтировать и модернизировать суда, строить цеха заморозки. Но устойчивость отрасли подрывают браконьеры. Браконьерский лов по объемам почти равен промышленному.
Эксперт считает, что программа не достигнет намеченной цели, если нелегальному промыслу не поставить заслон на всех этапах продвижения рыбы - от вылова до поставки ее на прилавки. И таким образом лишить браконьеров выручки.
В регионе подобные попытки предпринимаются. Инспекторы Западно-Балтийского управления Росрыболовства совместно с силовиками постоянно проводят проверки и рейды, десятками изымают браконьерские суда, сотнями - орудия лова. Ведутся переговоры с организациями торговли и общепита о том, чтобы незаконно добытая рыба не принималась на реализацию и не использовалась для приготовления блюд. Однако есть сложности. Как отметил Олег Твердохлеб, некоторые рыбодобытчики покупают ничтожные квоты, от нескольких килограмм до двух тонн "на неделю промысла", а фактически ловят каждый день и весь сезон. И эти уловы считаются вполне "белыми". Да и вытеснить компании из прибалтийских стран, "окопавшихся" на местном рынке, калининградским прибрежникам проблематично. Много времени потеряно. Конкуренты имеют на вооружении современные наливные танкеры, способные поднимать на борт большие уловы и сохранять добычу в кондиционном состоянии. Калининградские рыбаки о новых судах могут только мечтать. Денег с учетом бюджетной компенсации хватит только на переоборудование старых траулеров (сегодня их в строю около пятидесяти) и, что немаловажно, на возведение пунктов приемки сырья. Немало сил и средств предстоит потратить на формирование рыночной инфраструктуры, включающей рыбную биржу, торговые дома, оптовые и розничные рынки, на выстраивание единой отраслевой сети, в рамках которой создается конечный продукт.