Первый полуэкспресс в Москве появился два года назад, позже к нему добавились еще три. Принцип выбора трассы для скоростных автобусов неизменен: маршрут, по которому можно быстро проехать на машине, но при поездке на общественном транспорте приходится делать несколько пересадок.
Чтобы автомобилисты без сожаления расставались со своими комфортными авто, здесь ходят новые автобусы с кондиционерами. Но у тех, кто едет на автобусе, огромное преимущество - скоростные пускают по специальным полосам, предназначенным для общественного транспорта. Все это есть и у нового 905-го. Ждала я его на остановке у Белорусского вокзала недолго - 3-5 минут - такие интервалы в движении у него. Правда, удивило, что кроме меня желающих прокатиться на 905-м не нашлось. "Привыкают, - поясняет на конечной остановке водитель Анвар. - Маршрут-то новый. Иногда вообще пустыми ездим".
Неплохо, конечно, покататься по городу за 25 рублей на персональном автобусе, но не слишком ли дорогое удовольствие для бюджета столицы? Транспортники так не считают. "Ежедневно прибавляется около 100 пассажиров, это нормально, - говорит Павел Митин, и. о. руководителя пресс-службы "Мосгортранса". - Опыт ввода полуэкспрессов показывает, что пассажиропоток на новом маршруте формируется после запуска в течение 2-3 месяцев. 1 июля у нас было 1037 пассажиров, 8-го - уже 1742".
"Средний срок "обкатки" маршрута, после которого можно делать выводы о его целесообразности, составляет порядка полугода, - соглашается с мнением представителя городского перевозчика Антон Буслов, эксперт по транспорту фонда "Городские проекты". - Пассажир всегда очень консервативен в выборе своего пути, и даже если вдруг появляется новый, крайне выгодный для него маршрут, переходит на него с большим трудом. Экспериментировать москвичам некогда, они предпочитают хорошо знакомые маршруты. Поэтому полгода работы в убыток - нормальная практика".
Опыт ранее запущенных полуэкспрессов подтверждает это. По данным "Мосгортранса", каждым из них сегодня пользуются от 8 до 14 тысяч пассажиров в сутки, один автобус перевозит за рейс от 40 до 80 человек, в сутки - до 600. Самые востребованные - 902-й (Киевский вокзал - Новопеределкино) и 903-й (Рижский вокзал - Холмогорская ул.).
Ну а 905-й и правда оказался хорош. Несмотря на небольшую пробку у "Сокола", до "Войковской" я добралась от Белорусского за десять минут. Еще десять минут - и я уже у Северного речного вокзала, еще пять - вот и МКАД, остановка у оптового торгового центра. "Я давно мечтала ездить за покупками, - поделилась с "РГ" пенсионерка Мария Спиридонова из района Сокол. - У нас-то все магазины дорогие. Но сюда добраться можно было только на машине, а у детей вечно времени нет. Автобус же к самым дверям подкатил! Да еще с какой скоростью!"
Скорость действительно вдохновляет. Вся дорога заняла 26 минут! На метро уж точно ушло бы значительно больше времени, пока спустишься-поднимешься, да и не проложена пока подземка до самой МКАД, пришлось бы еще и пересаживаться на наземный транспорт. На отдельных участках водитель полуэкспресса разгоняется на выделенке до 60 км в час. Средняя же скорость у таких автобусов, говорит Павел Митин, 20,7 км в час, или на 20% быстрее, чем у тех, кто едет в общем потоке транспорта.
А уж о комфорте и говорить не приходится. Сиди в мягком кресле, любуйся пейзажем за окном, вместо того чтобы париться в духоте подземки. "Метрополитен в зависимости от линии в Москве перегружен от 30 до 65%, - говорит Антон Буслов. - И то, что москвичи вынуждены были ездить на нем и на короткие расстояния в своем районе или округе - не совсем нормально. Для таких перемещений автобус выгоднее для горожан, да и для самого метрополитена, нагрузка на который с запуском каждого такого маршрута снижается".
В департаменте столичного департамента транспорта корреспонденту "РГ" сообщили, что до 2015 года в Москве проложат выделенные полосы еще на восьми участках городских дорог и по ним запустят еще 8 полуэкспрессов (см. схему). Покатаемся?