Как рассказал председатель комитета по вопросам местного самоуправления областной думы Виктор Володин, законодательный орган региона принял уже 29 законов об административной реорганизации муниципальных образований, при этом соблюдается принцип: более сильные поселения объединяются со слабыми.
По словам первого заместителя министра по делам территориальных образований Саратовской области Сергея Зюзина, процесс укрупнения муниципальных образований продиктован задачами по повышению эффективности оказания госуслуг населению.
- Оптимизация предполагает реальную экономию бюджетных средств на содержание чиновников и более рациональное распределение функций по решению вопросов местного значения. Опыт прошедших лет показал, что мелкие сельские муниципальные образования не в состоянии решать проблемы в сфере благоустройства, обеспечения жителей водой, газом, - считает Зюзин.
При этом среднедушевые доходы по муниципальным образованиям в Саратовской области различаются до 240 раз, в тоже время на уровне муниципальных районов разница не столь значительна всего в 6, 5 раз.
В большинстве сельских муниципальных образований основные средства тратятся на содержание самих чиновников, на это уходит от 70 процентов бюджета в наиболее благополучных поселениях.
Едва ли не единственное поселение в регионе, которое самостоятельно финансирует все статьи расходов по полномочиям, переданным на местный уровень, - Натальинское муниципальное образование, где проживает всего две тысячи жителей и на территории которого находится Балаковская атомная электростанция. Здесь на средства местного бюджета строят водопровод и собираются ремонтировать дороги.
Однако другие представители органов местного самоуправления называют его "выставочным" и подчеркивают, что этот опыт неприменим для соседей.
Юрий Бодров, глава администрации Краснопартизанского района, в котором вместо восьми муниципальных поселений останется всего два, сообщил, что в результате объединения удастся сэкономить 5 миллионов рублей.
- При объединении качество нашей работы возрастает, поскольку каждый из специалистов начинает заниматься конкретным направлением, а не всеми делами сразу, - считает глава Новозахаркинского муниципального образования Петровского района Галина Биссарова.
В тоже время представители местной власти сетуют, что как только им удается повысить собираемость налогов, областные Минфин и Минэконом на такую же сумму обрезают им дотации из регионального бюджета. В такой ситуации добиваться увеличения налогооблагаемой базы на местном уровне невыгодно.
Хотя бюджет в регионе планируется на три года, представители муниципалитетов заявляют, что никогда не знают, сколько средств реально они получат из областного бюджета.
- Многое удавалось бы сделать, если бы нам давали хотя бы по чуть-чуть денег на каждое направление, а не так, как сейчас, когда требуют, чтобы все средства были израсходованы на что-то одно, например, на детский садик, так, что даже на зарплату не остается, - сетует глава "благополучного" Натальинского муниципального образования Алик Сабрига.
Еще одна проблема, рассказывает Юрий Бодров, продолжающееся сокращение структурных подразделений областных учреждений в "глубинке". Так, отделения почтовой связи в селах "оптимизируются", а фактически переводятся на сокращенный рабочий график с занятостью по два-три часа в день, с выходом на работу несколько раз в неделю и с зарплатой чуть больше тысячи рублей. Однако желающих трудиться на таких условиях зачастую не находится.
По мнению председателя комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению общественной палаты Саратовской области Александра Степанова, одна из главных проблем, отсутствие в регионе концепции выравнивания уровней экономического развития муниципальных образований.
А доцент Поволжского института управления имени Столыпина Максим Макеев, считает, беда в том, что жители области, в том числе в небольших населенных пунктах, по-прежнему не чувствует себя причастными к управлению на местах.