23.07.2013 00:41
Экономика

Эксперт: Надо разработать программу государственной поддержки экспорта

В России есть спрос только на гарантированно устаревшие решения
Текст:  Владимир Сметана (председатель комиссии по развитию инжиниринга в машиностроении Союза машиностроителей России)
Российская Бизнес-газета - Промышленное обозрение: №28 (906)
Деградация в российском станкостроении продолжается даже с учетом выделенных ранее миллиардов на поддержку отрасли. Развития рынка инжиниринговых услуг как одного из рычагов для развития как станкостроения, так и машиностроения в целом также практически не происходит. Один из основных барьеров - это недостаток финансирования. Однако даже самые благополучные компании-заказчики, с точки зрения состояния финансов, не имеют собственных передовых разработок в области изделий, технологий, материалов и т.д.
Читать на сайте RG.RU

Не менее серьезными проблемами в области инжиниринга можно было бы, наверное, назвать отсутствие законодательной базы. До сих пор "инжиниринг" понимается по-разному: от проектирования зданий и сооружений до разработки новых материалов в химии и атомной промышленности.

Порядок постановки задачи, алгоритмы выполнения, критерии оценки разнятся у участников рынка до диаметрально противоположных. Нет профильных объединений, которые бы занимались только вопросами развития инжиниринговых услуг и подготовки квалифицированных кадров - формирования единого информационного пространства. Стандарты, по которым осуществлялась деятельность технологических организаций, разработчиков, инженерных служб серийных заводов ХХ века, не отражает реальности ХХI века. Но даже старые стандарты по исполнению, например, технологических работ, не выполняются, так как не являются обязательными. Отсюда большое количество профанации при проведении технологических аудитов, при формировании технологической политики заводов и особенно крупных холдингов. Отсюда крайне низкая эффективность инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение.

Еще одна серьезнейшая проблема - отсутствие запросов со стороны заказчиков на НИОКР. Заказчики сейчас готовы платить только за готовые апробированные решения, которые уже где-то внедрены и успешно работают на протяжении нескольких лет. А это значит, что эти разработки были новыми не менее 10 лет назад. Таким образом, в России есть подтвержденный спрос только на гарантированно устаревшие решения.

Для преодоления текущих проблем необходимо объединить участников рынка и создать профильное СРО. Цели этого СРО - формирование единых правил для всех участников рынка (заказчиков, исполнителей, экспертов) по оказанию услуг инженерного консалтинга. Единый понятийный аппарат (термины и определения), правила постановки задачи, четкие алгоритмы выполнения значительно повысят эффективность процессов оказания инжиниринговых услуг, и в первую очередь даже за счет "отсеивания" недобросовестных участников рынка (как со стороны исполнителей, так и со стороны заказчиков).

Для создания единых определений, стандартов и формализации процесса оказания услуг необходимо разработать ФЗ "О технологическом регулировании".

Также необходимо принять меры для стимулирования импортозамещения. Решения по этой проблеме находятся в области конкурентоспособности. Конкурентоспособные производства появляются в конкурентоспособной среде и в конкурентоспособной экономике и инфраструктуре. Начиная от ставки рефинансирования, заканчивая местными инфраструктурными условиями. В настоящий момент первым и решающим фактором конкурентоспособности является политическая воля по приведению бизнес-инфраструктуры в соответствие с мировой практикой. Например, ставку рефинансирования сделать не выше 1-3% по аналогии с развитыми странами.

Также необходимо разработать программу государственной поддержки экспорта. Отечественные производители должны изменить свое отношение к рынку, рынок ХХI века - глобальный рынок. С ним необходимо научиться работать. Программа поддержки экспорта, в свою очередь, не может быть ангажированной. Глобальный рынок не примет ненужные, неконкурентоспособные товары и услуги, и программу поддержки экспорта невозможно "попилить". Но, конечно, эта программа не подразумевает поддержку экспорта сырья, а только - изделий и услуг.

Создание промышленных кластеров для развития станкостроительной отрасли - естественная и объективная реальность. Кластер создает устойчивую инфраструктурную и социальную среду, в которой сегмент (отрасль, производство) живет наиболее комфортно. В станкостроении есть ряд очень серьезных специфичных особенностей, которые определяют качество конечного продукта. Тут важно определить этот перечень особых компетенций и производств, которые и определяют "лицо" кластера и его жизнеспособность. Это не элементы гидравлики и управления, а шпиндельное производство, сборка и т.д.

В станкостроении, как в машиностроительной отрасли в целом, существует острая кадровая проблема. На ее решение нужны годы. Но в реальности "вообще" ничего не существует, истина конкретна. Необходимо принять конкретные меры для решения кадровой проблемы. В-первую очередь актуализировать учебные программы в вузах. Большинство программ оторваны от практики. С точки зрения алгоритмов - они безупречны. С точки зрения практики - они почти бесполезны.

Во-вторых, вернуть практику в учебный процесс. Вместе со знаниями специалисты должны получать умения и навыки. Абсолютно все теоретические знания должны иметь практическую составляющую, иметь физический смысл. От общего к частному и конкретному любой специалист обязан уметь легко переходить в своей предметной области.

Промышленность