23.07.2013 00:42
Экономика

Эксперты обсудили развитие внутреннего туризма в России

Снизить стоимость путешествий по России помогут лоукостеры
Текст:  Ирина Голова
Российская Бизнес-газета - : №28 (906)
В России много красивых мест, но не бедные россияне до сих пор предпочитают отдыхать за границей. На прошлой неделе на "круглом столе" "Внутренний туризм в России: что мешает развитию и какие законы нужны отечественной туриндустрии" эксперты обсудили, как изменить эту ситуацию.
Читать на сайте RG.RU

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Юрий Смирнов рассказывает, что определенные шаги в развитии внутреннего туризма предприняты, к примеру, утверждена Федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма. Она направлена на создание регионами инфраструктуры, необходимой для развития туризма на своей территории. "В федеральном бюджете на реализацию программы заложено 96 млрд рублей, 25 млрд рублей должно поступить из региональных и муниципальных бюджетов, еще 211 млрд рублей - это деньги инвесторов. Задача государства - создать условия для бизнеса: свет, газ, дороги. А инвестор вложит деньги в создание гостиниц", - говорит Смирнов.

Недостаток туристической инфраструктуры - основной сдерживающий фактор развития туристической отрасли внутри страны. Сегодня сложилась тенденция - строить крупные инфраструктурные объекты под крупное событие. К примеру, Казань к Универсиаде обзавелась девятью новыми гостиницами. Причем построили их крупнейшие отельные сети. На многих территориях строительство гостиниц стимулирует проведение крупного культурного или делового события. Такая инфраструктура позволяет создать благоприятные условия для туризма в крупных городах. Дмитрий Козлов, исполнительный директор Национальной ассоциации организации мероприятий, уверяет, что этот принцип можно использовать для освоения небольших населенных пунктов и природных территорий. "Люди готовы ехать семьями на фестивали", - говорит Козлов. А для размещения людей, питания необходимо строительство гостиниц, кемпингов, кафе и магазинов.

Увеличить инфографику

Не последнюю роль в развитии туризма играет транспортная доступность. Если говорить об автодорогах, то качество транспортного полотна в России оставляет желать лучшего. Начальник Управления государственных туристических проектов и безопасности туризма Ростуризма Александр Сирченко рассказывает, что дороги приходится ремонтировать несколько раз в течение одного сезона. Кроме того, отсутствует система придорожного сервиса, которая позволяет остановиться в пути на ночь. Придорожные кафе часто бывают небезопасны. Они по большей части ориентированы на водителей грузовиков, а не на путешественников. Система кемпингов, развитая в Европе и США, у нас также отсутствует. Проблема даже не в создании площадок, на которых можно подключиться к коммуникациям, а в том, что в нашей стране неразвиты поездки в автодоме. "Стоимость автодомов - в среднем 1,5 млн рублей. Существенную часть стоимости составляют пошлины, которые нужно заплатить при ввозе этой техники в страну. Поэтому россияне с удовольствием путешествуют в автодомах по Европе, где есть вся необходимая инфраструктура, да и аренда домов на колесах доступна по цене", - говорит Сирченко.

Перемещение самолетом по России удобно, но дорого. "Цена билета Москва - Сочи - 24-26 тысяч рулей, за эти деньги можно отдохнуть неделю в пятизвездочном отеле по системе все включено в Турции", - рассказывает Сирченко. Смирнов обозначает несколько факторов, которые влияют на цену билетов. Во-первых, это большие аэропортовые затраты. Для их снижения необходимо создавать конкуренцию на уровне аэропортов, а для этого аэропортов по стране должно быть больше. Во-вторых, авиакомпании терпят потери на возврате авиабилетов, в среднем отмена возврата билета могла бы снизить стоимость перелета в среднем на 15%. В-третьих, сказывается нехватка пилотов. Между авиакомпаниями наблюдается конкуренция за квалифицированных летчиков, в итоге их заработная плата увеличивается, а следовательно и издержки компании растут. Ну, и последним фактором высокой стоимости перелетов является монополизированный рынок нефтепродуктов. Цены на авиатопливо в стране очень завышены. Но наличие большого количества проблем - не повод опускать руки. Другое дело, что не нужно ждать моментального результата. К снижению цен на билеты необходимо подходить комплексно: вести переговоры с нефтяниками, владельцами аэропортов, готовить летные кадры. Но определенные перемены можно отметить уже сегодня. Смирнов говорит, что низкие цены на билеты могли бы предложить компании-лоукостеры: "Сегодня к нам заходят иностранные авиакомпании, работающие на этом рынке. Такие как EasyJet, Airberlin. Свой лоукост создает "Аэрофлот".

Не стоит забывать о том, что во время отдыха люди хотят испытывать положительные эмоции. Поэтому проблема нехватки квалифицированных кадров в системе сервиса тоже важна. Нахамивший официант, неаккуратная горничная способны испортить все впечатление от отпуска. В России мало людей, работающих в этой сфере, имеют профильное образование или хотя бы закончили соответствующие курсы. Смирнов рассказывает, что решение этой проблемы нашли в Ивановской области: создали на базе местного сельскохозяйственного колледжа образовательные курсы для сотрудников сферы обслуживания. В регионе наблюдается постоянный дефицит кадров, так как Ивановская область является лидером в реализации туристических проектов. Также среди успешных территорий, активно развивающих внутренний туризм, можно отметить Карелию. Депутат Законодательного Собрания Республики Карелия Ольга Шмаеник рассказывает, что в регионе расположено около 4 тысяч культурно-исторических памятников. Сюда едут в религиозные туры на Валаам, полюбоваться природой, посмотреть архитектурные памятники и позаниматься активными видами спорта: сходить в походы и на байдарках. Большой выбор видов отдыха и маршрутов привлекает сюда людей. Но кроме этого в республике ежегодно строится 40-50 новых туристических объектов, то есть инфраструктура региона подготовлена к приему большого количества людей.

Кстати, Карелия является чуть ли не единственным регионом, который привлекает не только россиян, но и иностранцев. В Карелии четверть туристов - это иностранцы. Привлечению путешественников из-за рубежа способствует то, что гости из некриминальных стран могут въезжать на приграничные территории России на 72 часа. Поэтому жители Финляндии с удовольствием выбирают Карелию для отдыха. Схожая ситуация в Псковской области, которая граничит с Латвией и Эстонией. В остальных регионах России иностранных путешественников немного. Сказываются проблемы с оформлением виз. Но Смирнов заявляет, что сложность их оформления не вина российской стороны. "Мы готовы со своей стороны обсуждать этот вопрос. Но это должно быть взаимно", - говорит он. Также на привлекательность отдыха в России влияет высокая цена внутренних рейсов и все те же инфраструктурные проблемы, которые отпугивают и русских туристов.

Кроме упрощения въезда иностранцев на территорию России, огромный туристический потенциал лежит в сфере детского туризма. "Любовь к родине невозможна, если ребенок не знает своей страны", - заявляет Смирнов. И высказывает идею о том, что путешествия по региону и стране для детей должны быть бесплатными. Такой подход способен решить сразу несколько задач, воспитать поколение патриотов, поддержать туристические инициативы в регионах за счет увеличения детских туристических групп. Однако реализация этой идеи под большим вопросом, ведь, по мнению Смирнова, регионам придется финансировать такие программы, захотят ли местные власти просвещать молодежь за средства местных бюджетов.

Туризм