- В целом ощущения, что мы серьезно "провалимся" по доходам, лично у меня нет, у правительства тоже, - высказался парламентарий.
В первом полугодии 2013 года консолидированный бюджет Свердловской области получил 79 миллиардов рублей. Это почти на 3 процента больше показателей 2012-го. Один из главных источников пополнения региональной казны - налог на прибыль организаций - упал на 14 процентов. Однако на 16,5 вырос НДФЛ и на 13-14 - налог на имущество организаций. По данным налоговой службы, в первом полугодии наибольшие поступления в областной бюджет обеспечили четыре отрасли: обрабатывающее производство, оптовая и розничная торговля, недвижимость, организации транспорта и связи.
Что же тогда с неоптимистичной статистикой по отрицательной динамике индекса промышленного и обрабатывающего производства и мрачным прогнозам по спаду цветной металлургии?
- На статистику опираться нельзя. У нас сейчас очень динамичная экономика, а статистика - инерционна. Я не верю этим прогнозам. Я встретился с крупными промышленниками, владельцами предприятий. Они прямо сказали: пик спада был в конце мая, сейчас мы достигли дна и начинаем подниматься, - уверяет Владимир Терешков. - Уже в июне идет стабилизация, и даже по отдельным крупным налогоплательщикам появилась положительная динамика. Не только за счет цен на металлы, идет и диверсификация экономики, появляется больше конечного продукта. Да, проблем много. Но мы создаем преференции, снижаем налоговую нагрузку, чтобы крупный бизнес развивался, - это влечет за собой рост зарплаты и НДФЛ.
По мнению главы бюджетного комитета, в дальнейшем Среднему Уралу надо уходить от "примитивной металлургии". Например, сейчас мы получаем пористый титан, из него делаем примитивные отливки, обрабатываем их, а отдаем на конечную продукцию иностранным компаниям. А где доля приращенного дохода? Там, где выше качество обработки. Поэтому параллельно с развитием других отраслей надо усиливать переработку, выдавать конечный продукт с высокой добавленной стоимостью. Тогда регион не будет сильно зависеть от мировых цен на металлы.
Другой сложный вопрос касается реализации федерального закона, согласно которому с 1 января 2014 года изменится схема софинансирования капитального ремонта жилья. Напомним, с 2008-го софинансирование региональных программ капремонта шло за счет средств госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ". Собственники платили лишь пять процентов от стоимости ремонта. Теперь решено создать региональные фонды, которые будут формироваться за счет средств, которые мы будем перечислять вместе с квартплатой. Судя по всему, на бюджеты регионов ляжет очень большая нагрузка, справиться с которой, учитывая высокий дефицит бюджета, смогут далеко не все субъекты. Многие эксперты называют новый закон "вытягиванием денег из граждан".
- Будем прорабатывать этот вопрос с Минфином, Минэкономики, МинЖКХ региона. Решать его нужно по двум направлениям. С одной стороны, звать на определенных условиях мощных инвесторов, чтобы защитить интересы граждан и государства. С другой - привлекать субсидии и субвенции из федерального бюджета, - рассуждает Терешков. - Интересен опыт микрорайона Академический, где построены энергоэффективные дома. Нагрузка по платежам за энергетику на жильцов здесь в 2-3 раза ниже, чем в среднем по Екатеринбургу. Чистота, порядок - на все хватает денег.
Что касается прогноза на ближайшее будущее, 2014 год с точки зрения бюджетной наполняемости будет, без сомнения, напряженным. Он провозглашен Годом Культуры, что потребует увеличить финансирование этой сферы. Дополнительные расходы пойдут на зарплаты и материально-техническое обеспечение.
Особой статьей расходов станет поддержка спорта. В 2014-м сборная Свердловской области будет участвовать в зимней олимпиаде в Сочи. В Западном и Северном округах Среднего Урала будут строиться крупные спортивные центры. Не исключено, что в 2014 году потребуются траты на реконструкцию Центрального стадиона. Рассматривается заявка школы Олимпийского резерва о строительстве под Новоуральском крупнейшего зимнего комплекса для подготовки будущих олимпийцев по лыжному и конькобежному спорту, биатлону, шорт-треку. Цена проекта - не один миллиард рублей. Но есть генеральный инвестор, готовый вложить огромную сумму.
Планируется, что финансирование будет идти по совершенно новой технологии. Ее суть в том, что инвестор оплачивает 75-80 процентов стоимости проекта, а 15-20 - покрывает бюджет субъекта. Период расчета с инвестором растягивается на 5-10 лет с момента подписания акта госприемки.
- Для области это выгодно, потому что инвестор закладывает в сумме, которую необходимо вернуть, только маржу, связанную с инфляционными процессами: 6-6,5 процента. Это хорошее вложение длинных денег. И крупные компании, прежде всего банки, готовы сегодня именно по этой технологии работать, - считает Владимир Терешков. - Инвестор в короткий промежуток времени (полтора года) финансирует проект практически на 100 процентов, объект идет в работу и начинает возвращать потраченные на его строительство деньги за счет своей эксплуатации - в форме налоговых платежей и прочего. А мы, как государство, расплачиваемся за фиксированную сумму в течение, допустим, семи лет. Таким образом, инвестор получит маржу, но в среднем за семь лет, что сравнимо с вкладом в европейский банк, а для области это стартовое вложение и постепенный расчет. В Ульяновске, Казани, Новосибирске, Самаре, Нижнем Новгороде уже года полтора используют эту схему. Свердловская область, видимо, будет применять ее на крупных дорогостоящих объектах.
Отметим, что на Среднем Урале действует программа поддержки физкультуры и спорта, в развитие которых в этом году вложено 10 миллиардов рублей. Прежде всего, деньги идут на строительство футбольных полей, стадионов, спортивных сооружений. Есть также свердловский фонд поддержки спорта высших достижений, который на сегодня составляет 874 миллиона рублей, а к концу текущего года, вероятно, приблизится к миллиарду.