Но вовсе не только расстояние делает этот пробег не имеющим аналогов в современном спорте. А сумма всех тех препятствий, которые стоят перед бегунами.
Стартовать надо в самой низкой точке Северной Америки, называемой Badwater, на отметке минус 86 метров ниже уровня океана.
На пути марафонцы должны преодолеть 2 горных перевала.
Финиш расположен на склонах одной из самых высоких вершин США (гора Уитни, 2600 метров).
Наконец, всю дистанцию надо бежать при температуре выше +45 градусов, а в полдень и за +50. Это - Долина смерти, где зафиксирована самая высокая температура в Северном полушарии. Где годами не выпадает ни единой капли дождя. Где пейзаж абсолютно неземной, а скорее марсианский, почему Голливуд давно облюбовал это место для съемок своих самых фантастических сюжетов.
Тем не менее марафон собирает до 100 участников со всего мира.
Дважды - в 1994 и 2000 гг. - в Долину смерти приезжали спортсмены из СНГ. Оба раза я имел к этому прямое отношение.
Кэмел в Долине смерти
По условиям марафона каждого бегуна должен сопровождать автомобиль с ассистентами. Они поят и кормят марафонца, поливают водой, а при необходимости обязаны доставить его в ближайшее медучреждение. Так вот, 19 лет назад я был таким сопровождающим у казахского марафонца Марата Жыланбаева по прозвищу Кэмел. Марат тогда случайно узнал про это соревнование, наскреб у себя в Экибастузе спонсорских денег, и мы полетели за океан.
С отвагой наивного новичка он ступил на раскаленную землю и сразу вырвался вперед, оставив далеко позади всех американцев, но через 2 часа рухнул прямо на асфальт -обморок от солнечного удара. Затащив в машину, я долго приводил его в чувство: обложил льдом, как покойника, поливал водой. Оклемавшись, он продолжил безумный бег и через 10 часов опять вышел в лидеры. Но обморок повторился, только теперь я приводил его в сознание часа 2, в какой-то момент он уже посинел. Но случилось чудо, Марат и теперь пришел в себя, снова вышел на шоссе и спустя 33 часа доплелся до заветной черты (именно доплелся, шатаясь и падая), и самое удивительное - при этом занял 2-е место и даже получил от организаторов вознаграждение в $500.
Вернувшись домой, он навсегда завязал с бегом на сверхдлинные дистанции. У меня же проклятая долина не выходила из головы. Иногда казалось, что это был сон: как это люди бегают в том аду? Соревнуются, кто быстрее сойдет с ума? Бред какой-то.
Кончилось тем, что в 2000 году я написал директору марафона письмо с предложением допустить к участию в очередной пытке российских бегунов и провести в рамках пробега матч между нашими и американцами. Директор ответил "О'кей", правда, сразу попросил перевести ему на счет по $200 за каждого нашего. А когда мы предложили сообща сформировать призовой фонд, скинувшись по $2500, вообще меня удивил: мы, говорит, бедные люди, и таких денег у нас отродясь не было.
Ладно, решили сформировать призовой фонд сами, а тут и спонсор нашелся - мой афганский друг, бывший сапер-десантник Юра Алексеев, он оплатил и фонд, и взносы, только одно условие поставил: взять с собой ассистентом.
Теперь встал вопрос, а как наших участников найти? Сверхмарафонцы в России были, но никто из них не испытывал себя в условиях 50-градусной жары. Тут я привлек заслуженного тренера СССР Федора Склокина, который был фанатом бега. Сначала мы провели отбор марафонцев на московском стадионе "Октябрь", где собранные со всей России бегуны сутки напролет накручивали круги по гаревой дорожке. Затем лучших вывезли на неделю в Сочи, где заставили 3 дня подряд бегать по горным перевалам. И в итоге отобрали команду. В нее вошли: Толя Кругликов (42 года) из Смоленской области, Ваня Лабутин (41) из Владимирской области и Ирина Реутович (50) из Калининграда.
"Нам эти деньги нужнее"
Полтора дня в столице Калифорнии ушли на подготовку к старту. В магазине купили контейнеры для льда, воду и продовольствие. Толя попросил побольше кока-колы и бананов. Ирина запаслась сухими супами с вермишелью и шоколадом. Воды взяли бутылок 200.
И после полудня 26 июля наш небольшой караван прибыл в Долину смерти. А там сразу +54. Да еще с ветерком, обжигающим кожу. И завтра в этом пекле бежать. Смотрю: загрустили ребята. Но потом потоптались немного, убедились, что в первые минуты никто не умер, и опять к ним вернулось хорошее настроение.
Каждый подписал бумагу, что он добровольно подвергает себя предстоящему истязанию и освобождает от ответственности организаторов, если что-то случится.
Американцев тоже было трое: 2 мужчин и женщина. Они объявили, что деньги, которые они получат за победу, направят на благотворительность. "Ну-ну, - сказал на это Толя Кругликов. - У нашего Ивана картошку бомжи украли, ему зимой есть будет нечего, так что его семье эти деньги нужнее".
Борьбы не получилось
В 6.00 первая партия из 30 марафонцев начала свой смертельный трюк. Было всего +40. На 8.00 был назначен старт второй группы, на 10.00 - третьей.
Толя и Иван возглавили цепочку бегунов. Третьей на некотором отдалении бежала Ирина. Все остальные сразу оказались далеко позади. Я на арендованной машине сопровождал Кругликова. Через каждую милю останавливался, чтобы дать ему воды или колы. Миль было 135. И мне 135 раз надо было остановиться, приготовить воду, еду, затем все это на бегу скормить марафонцу, вернуться к машине, проехать милю и опять...
3 часа Толя и Иван бежали вместе без остановок. Когда температура перевалила за +44, облачились в специально сшитые белые костюмы, закрывавшие все тело. Переодевание заняло минуты 3. Впрочем, они могли и не спешить: ближайшей соперницей была наша Ирина, отстававшая минут на 10.
В 11-м часу утра Иван стал жаловаться на судороги в ногах и отставать от Толи, с этого времени и до самого финиша Кругликову (и мне) предстояло коротать время в одиночестве. Около полудня Толя, преодолев 68 км, добежал до мотеля, где мы ночевали. Преимущество его было таким, что он на бегу завернул к бассейну, разделся и нырнул. Я в это время пополнял запасы льда и воды. Когда вышел из лавки, Кругликова уже след простыл, а к мотелю, корчась от боли, подбегал Лабутин. Его белые штаны были в красных пятнах от крови: чтобы снять судороги, Иван на ходу колол себя булавкой.
Отсюда начинался подъем к первому перевалу высотой 1,5 тыс. метров. Температура поднялась до 48 градусов.
На 110 км нас ждал неожиданный удар. Меня догнал на своей машине директор марафона и сообщил, что лидером гонки является не Кругликов, а бегуны из Японии и Словении, которые стартовали в 8 часов (вот почему мы о них долго ничего не знали) и по ходу выигрывали у Толи 30 минут. Я сказал об этом Кругликову. Он выслушал это печальное известие, задумчиво съел на ходу полбанана, запил их колой и... что есть сил бросился вперед. Как будто и не было позади 14 часов непрерывного бега.
Всю ночь он бежал почти в спринтерском темпе. Играючи одолел второй перевал в 1600 метров. Ни разу за все время не остановился, не сбавил скорость. Американцы, ошеломленные таким спуртом, приставили к нам судейскую машину, которая, обогнав нас, таилась в кустах с выключенными огнями: из машины смотрели, не подвезу ли я Кругликова на своем мини-вэне, не может же он бежать в таком сумасшедшем темпе столько часов подряд.
Кругликов финишировал 28 июля сразу после 7 утра. На весь путь он затратил 25 ч. 09 мин. 05 сек. Это было на 2 часа лучше прежнего рекорда Долины cмерти. Уложив его отдыхать в тени кедров, я поехал вниз. Словенца встретил на самом крутом участке - он упорно брел вперед, но временами его качало из стороны в сторону, словно пьяного. В итоге он стал вторым, уступив Толе 11 минут. Третьим был японец, его результат хуже на 2,5 часа. 4-е место занял Ваня Лабутин. Так что борьбы с американцами не получилось.
Но автором главной сенсации стала наша Ирина. Она закончила дистанцию в 218 км сразу за Иваном, показав феноменальный результат для женщин - 29 ч. 48 мин. 26 сек. Ира на 7 часов (!) улучшила прежний рекорд. Чтобы понять, насколько это великое достижение, скажу, что следующая бегунья финишировала лишь 12 часов спустя. Мы уже выспались в мотеле, позавтракали, опять приехали на вершину Уитни и только тогда ее увидели. Достижение Ирины журналисты сравнили с рекордом прыгуна Боба Бимона, который никто не мог превзойти много лет.
В этом году на старт вышли 96 участников, а 10 июля был зафиксирован температурный рекорд +56.6 C. 1-е место у мужчин занял португалец Карлос Альберто Гомес с результатом 24 ч. 38 мин. 16 сек. Рекорд для женщин, установленный 13 лет назад Ириной Реутович, до сих пор не побит.
Что иностранцу смерть, то русскому - норматив.
Псковские десантники стали победителями Марша мира в Нидерландах. В марше участвуют военные и профессиональные спортсмены со всего мира. Цель - пешком преодолеть 160 км за 4 дня. Травмы, перегрев, солнечные удары - обычно до финиша не доходит 1/6 часть солдат и офицеров, не говоря уже об обычных участниках. В этом году состязались 40 тыс. человек, из них 5 тыс. военных. Наши десантники дошли до финиша в полном составе - все 13 человек.