Все кремлевские новостройки - объекты военного назначения, имеющие отношение к Президентскому полку, которым командует генерал-майор Олег Галкин. Один из них будет сдан в ближайшее время - спортивная площадка, расположенная недалеко от вертолетодрома для тяжелых президентских Ми-8 и легких "Агуст". Спортплощадка оснащена тренажерами, преимущественно силовыми. Солдаты Президентского полка после утренней пробежки по Тайницкому саду здесь смогут поразмять мускулы. Это первый и единственный спорткомплекс под открытым небом в Кремле.
Тренажеры уже установлены и готовы к использованию, осталось лишь доработать покрытие площадки.
А в самом Тайницком саду, ближе к Кремлевской стене со стороны Москва-реки, строятся денники: стационарная конюшня для кремлевской кавалерии. Сегодня для участия в разводе пеших и конных караулов приходится доставлять лошадей из подмосковного Алабино, а это порядка 60 км. Для лошади это большой стресс.
Строящиеся в Кремле денники рассчитаны на 40 голов. Всего в полку в составе Кавалерийского почетного эскорта два эскадрона штатной численностью 108 лошадей. То есть в Кремле можно будет разместить фактически эскадрон. В любое время года и на любое время - спасибо Управлению делами президента.
Напомню: если у вас нет допуска в комплекс "Алабино" (это закрытый объект ФСО), то вы можете увидеть в лучшем случае от 12 до 24 всадников - во время субботних церемониальных разводов караулов на Красной и Соборной площадях Кремля.
- Бывают исключения, - уточняет генерал-майор Галкин. - Во время инаугурации президента задействовали 42 лошади. Во Всемирных конных играх в немецком Аахене участвовали 48 всадников полка. Во время обеспечения визита премьера КНР в караул у Большого Кремлевского дворца выставляли 32 всадника.
К тому же скоро очередной фестиваль "Спасская башня": в день открытия и закрытия по традиции там будет конный проход от Боровицкой башни Кремля, по Волхонке, с заходом на Красную площадь - три взвода до 18 лошадей в каждом.
- Но 12 всадников на Соборной площади - это максимум, - говорит командир. - Если на площадь въедут 24, то, скажем, такое эффектное построение, как "мельница", уже не сделать - просто места не хватает.
Полноценный конный манеж на территории Кремля разместить также невозможно: нет места. Для всадников есть лишь небольшая разминочная площадка и дорожки в Тайницком саду.
Но кремлевцы - это не только церемониалы. Полк - полноценная боевая часть. Фактически это даже не полк, а боеготовая и хорошо технически оснащенная мотострелковая бригада.
Требования к призывникам: рост от 175 до 190 см; вес не ограничен, но должен соответствовать нормальному соотношению роста и массы тела; острота зрения без коррекции не менее 0,7 на оба глаза и с нормальным цветоощущением; слух - восприятие шепотной речи на расстоянии не меньше 6 метров на оба уха. Гарантированно откажут судимым, состоящим на учете в психоневрологических, наркологических и кожно-венерологических диспансерах.
- За право попасть в список кандидатов в наш полк разворачивается настоящая борьба, - рассказывает замкомандира полка по работе с личным составом полковник Роман Лотвин. - В этом году в Курске за это право боролись 30 призывников. Отсеяли половину, взяли лучших из лучших. Сначала их отбирали в военкоматах, затем в местном автотехническом колледже были соревнования: строевой шаг, бег, подтягивание на перекладине, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, сборка и разборка автомата, тесты на профпригодность.
Через три месяца службы по призыву лучшие из солдат могут перейти на контракт. Их обеспечат общежитием. Заочно могут учиться в МГУ и в Сибирском федеральном университете (Красноярск). В перспективе могут дослужиться до прапорщика, а после получения высшего образования - стать офицером.
- Президентский полк - наш кадровый резерв, - отмечает комендант Кремля Сергей Хлебников. - Воспитанники полка служат практически во всех службах и подразделениях ФСО, а также в Минобороны, в центре специального назначения ФСБ, спецназе внутренних войск. В регионах есть СОБРы, которые возглавляют кремлевцы. Есть ребята, которые дослужились до генералов или на гражданке стали мэрами и директорами заводов.
- В 2005-2007 годах в роте оперативного резерва полка проходил службу Алексей Ситников, - с чувством вспоминает генерал. - После увольнения он ушел на контракт во внутренние войска МВД, воевал в составе разведгруппы Центра специального назначения "Витязь" на Северном Кавказе.
В Дагестане Алексей уничтожил боевика-смертника, но в том бою сам был смертельно ранен. Посмертно Ситникову Алексею Сергеевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.
- Таких вот ребят готовят в полку, - заключает комендант.
Как рассказал генерал Хлебников, во время празднования 350-летия гвардии в Дании он подсмотрел интересную традицию, которую можно было бы перенять и нам. Для справки: датский полк лейб-гвардии охраняет королевскую семью, это эталон для датской армии. В полковом музее хранится серебряная чаша, которую подарил шеф полка - наш император Александр III.
- Один раз в году, в день полка, там разрешают пройти колонной по Копенгагену всем, кто когда-либо служил в лейб-гвардии, - рассказывает Сергей Дмитриевич. - Одежда свободная, но нужно иметь хоть какой-то элемент принадлежности к полку: нагрудный знак, головной убор. В этом полку служили два наследных принца - так вот, и они маршируют в общем строю. А для шествия им выделили улицу - по значимости как наша Тверская.
Мысль интересная, и зрелище обещает быть эффектным (не забываем про кавалерийские эскадроны): представьте на Тверской в одной колонне кремлевцев всех поколений. Ведь помещений, способных вместить ветеранов полка, просто не существует: на 70-летие полка шеститысячный зал Государственного Кремлевского дворца не вместил и малой части кремлевцев.
Генерал-майор Олег Галкин, командир полка: Что люди обычно видят? Нашу роту специального караула в церемониальной форме. И Кавалерийский почетный эскорт. Но не надо забывать, что одна из основных задач полка - охрана и оборона Московского Кремля - официальной резиденции президента и других объектов, находящихся под охраной ФСО. И нельзя перевешивать весы в какую-то сторону, между служебно-боевыми и государственными протокольными задачами.
Олег Павлович, у вас служат и солдаты по призыву и контрактники. Планируете полный переход полка на контракт?
Олег Галкин: Для нас важно перевести на контракт военнослужащих, замещающих должности младших командиров: от заместителя командира взвода до старшины роты. И специалистов: водителей, снайперов, пулеметчиков, инструкторов. Но задачи 100-процентого перевода на контракт не стоит, это чрезмерная нагрузка на бюджет.
Сегодня 35% личного состава - контрактники. К 2015 году контрактников будет до 65%.
В каких подразделениях больше всего желающих остаться служить по контракту?
Олег Галкин: Удивитесь - в роте специального караула. Там большие физические нагрузки, но контрактников уже 40%.
Минобороны священников вводит в штат. А у вас?
Олег Галкин: Командую полком десятый год, и все это время мы плотно взаимодействуем с РПЦ. У нас есть окормляющие священники для каждого батальона. Мы корректно и уважительно относимся к тайне исповеди. Священник не называет нам фамилию военнослужащего, который к нему обратился с какой-то проблемой. Священники присутствуют на присяге, на офицерских собраниях, приезжают в полевые лагеря. Но в штате священников у нас нет. И лично я не считаю, что священник должен быть в штате воинской части.
Кстати, почему вы полк? По армейским меркам вы скорее мотострелковая бригада.
Олег Галкин: Фактически - да, но это историческое название. Полк назывался отдельным, специального назначения, но много десятилетий все-таки это был полк.
В Алабино у вас идет масштабная реконструкция. Для чего?
Олег Галкин: На территории объекта "Алабино" базируется наш Кавалерийский почетный эскорт. Уже построен современный конноспортивный комплекс с крытым манежем, реконструировали конюшни. Строим два спортивных зала, музей. Завершаем реконструкцию административно-бытового комплекса. Прямо из окон учебных классов можно будет наблюдать за занятиями на манеже. Обучаем там свой Кавалерийский почетный эскорт по всем направлениям: от кузнечного дела и ветеринарии до подготовки спортсменов по конкуру. И там же занимается Кремлевская школа верховой езды (у нее также есть база в Путилково).
В Алабино занимаются Голицынский и Московский пограничные институты ФСБ: у третьекурсников - 80 часов конной подготовки. Объективно может идти речь о целесообразности создания на этой базе учебно-методического центра для разных силовых структур. Прежде всего для ФСБ и МВД.
Журналисты всегда выпытывают главную вашу тайну - как в жару и в мороз держатся солдаты на посту N 1? Какие-то секреты или новые технологии - кроме традиционного гусиного жира.
Олег Галкин: Против жары нет никаких хитростей. Кроме одной: мы ее раньше не афишировали, но, думаю, сегодня это уже не секрет. Если посмотреть на фасад Мавзолея, то увидите две железные двери. Раньше здесь стоял пост. Летом, в дни, когда не было посещений, наш наряд внутри Мавзолея приоткрывал одну створку и направляли вентилятор со струей воздуха на часового. Но только на одного - того, что стоял со стороны Спасской башни. Но сегодня там поста нет.
А в мороз - только традиционные методы. В свое время предусматривалась возможность обогрева плиты в постовых кабинах. Но, по просьбам самих военнослужащих, обогрев мы перестали включать. Получается только хуже: идешь по морозу - 25 по Цельсию, встаешь на пост, ноги начинают отпотевать. Лучше потерпеть, чем стоять с мокрыми ногами.
Из остальных секретов - только мази против обморожений. В аптеках есть современные, но все они ни в какое сравнение не идут с классическим гусиным или свиным жиром.
Оборонка предлагает все более новые системы. Принимаете на вооружение?
Олег Галкин: Обновление идет. Если раньше у офицеров были только пистолеты Макарова, то теперь еще и Ярыгина. Раньше из снайперских винтовок - только СВД, теперь в батальоне оперативного резерва два новых снайперских комплекса: для коротких и дальних расстояний. Появилась оптика для пулемета Калашникова, новые прицелы. Переходим на новые бронежилеты, радиофицированные шлемы. Все - отечественного производства.
Ну кроме шведских подков у вашей кавалерии.
Олег Галкин: Эти каучуковые подковы очень выручают на кремлевской брусчатке, обычные металлические подковы там скользят. Вне брусчатки используем стальные отечественные подковы. Вся остальная конская амуниция: налобник, намордник, поводья и удила, изготавливается по спецзаказу, в России. И шашки для Кавалерийского почетного эскорта тоже заказываем в Златоусте. Сейчас заказали там партию тренировочных шашек, чтобы поберечь боевые.