25.07.2013 21:16
Экономика

В Воронеж пришел петровский линкор

Текст:  Антон Валагин (Воронеж) Игорь Наумов Леся Полякова
Копия первого русского линкора "Гото Предестинация", точнее его нижняя металлическая часть, прибыла в Воронеж. Пройдя шлюз, судно вошло в водохранилище и направилось к месту стоянки у Петровского острова.
Читать на сайте RG.RU
В Воронеж пришла копия линкора "Гото Предестинация"

58-пушечный трехмачтовый линейный корабль "Гото Предестинация" (Божье предвидение - нем.-лат.) Петр Первый построил на воронежской верфи за полтора года. Император лично спроектировал корабль по английскому образцу, участвовал в его закладке, постройке и спуске на воду 8 мая 1700 года.

Для постройки его копии на Павловском судостроительном заводе в Воронежской области понадобилось три года.

- Построили бы быстрее, но изменились требования судового регистра и импортное оборудование пришлось заново сертифицировать, - рассказала директор завода Надежда Маринкина.

У древнего линкора суперсовременная начинка: навигация GPS/ГЛОНАСС, системы жизнеобеспечения и пожаротушения, немецкие дизеля в трюме. Правда, в Воронеж из Павловска по Дону линкор привели под уздцы два небольших речных буксира, "Дрозд" и "Барс".

- Дошли нормально. Хотя Дон сильно обмелел и приходилось маневрировать, а понтон большой, 36 метров, - рассказал капитан "Дрозда" Николай Лосев. Понтоном он назвал линкор - без пиетета, но по существу. К самостоятельному плаванию корабль пока не готов, итальянский винт торчит над водой.

Когда на днище наденут изготовленные в Карелии деревянные борта, вставят в гнезда мачты, осадка "Гото Предестинации" увеличится метра на полтора. Потом подключат рулевую машину и электрооборудование, установят на места бутафорские пушки с ядрами, развесят по бортам резные скульптуры и украшения… И можно опять на Азов.

Пока же днище с мощным форштевнем и металлическими зачатками надстроек на палубе медленно втягивалось в 115-метровый бассейн шлюза. Уровень воронежского водохранилища на 10 метров выше реки, по которой пришла "Предестинация". Величественно растворились огромные, похожие на ворота Мордора створки. "Дрозд" и "Барс", маневрируя, взяли линкор под уздцы и повлекли в шлюз. Со стенок за процессом наблюдали работники гидроузла, опершись на перила - по-морскому леера.

- Осторожнее, тут осы живут, - предупредила шлюзовая охранница. Встревоженные ажиотажем насекомые выбрались из поручня и закружили над головами, волоча по воздуху длинные, как у бомбардировщиков "Штука" желтые лапы.

Войдя в шлюз, буксиры и линкор завели швартовы на вделанные в стенки бассейна рымы - снабженные поплавками, эти устройства поднимаются вместе с уровнем воды. Махина "Предестинации" долго не хотела вставать, как положено. Швартовщики в оранжевых жилетах отпихивались от стенок руками и ногами, привязавшийся было "Дрозд" отвязался и подошел к линкору, чтобы дотянуть его швартов до рыма. Меж бетонных стен глубокого бассейна метались военно-морские выражения.

Наконец привязались все. Под маленькой створкой, за которой расстилалась гладь водохранилища, забурлила желтая вода с хлопьями пены - все подумали про пиво. Чтобы заполнить камеру, понадобилось 10 минут и более 20 тысяч кубометров воды. Уровни выровнялись, маленькая створка со стоном ушла в глубину. На похожем на железнодорожный семафоре зажегся зеленый сигнал и отвязавшаяся флотилия вошла в водохранилище - когда-то его называли Воронежским морем.

"Гото Предестинацию" пришвартуют к Петровскому острову у Адмиралтейской набережной. Там, на импровизированной верфи, продолжится достройка линкора. Деревянная оснастка прибудет в августе, ввод корабля в строй намечен на 2014 год.

 

 
Видео: Игорь Наумов
Водный транспорт Воронеж Центральная Россия