Я часто открываю ваш аккаунт в Твиттере и вижу, что работа всех отделов управления контролируется. Вот одна из последних записей: "Никак коллектив Новороссийского отдела не может правильно организовать прием граждан. Мне очень стыдно за вас, уважаемые коллеги".
Виктор Колодяжный: Написал это после посещения ряда городов и районов края. Посмотрел, как работают подразделения в Геленджике, Новороссийске, Краснодаре, Приморско-Ахтарске, Темрюке, Абинске и Северском районе. Но оценить ситуацию в наших отделах на местах можно не выходя из этого кабинета. В принципе любой гражданин может зайти на наш сайт и посмотреть, сколько человек ждут очереди и на какую услугу. А мы видим, сколько минут обслуживают посетителя. На ряд услуг действуют стандарты - до 15 минут ожидания. В сложных случаях - до получаса. Если человек ждет больше 30 минут, то принимаются меры. В Новороссийске как раз была такая ситуация. Будем исправлять. Считаю, что очереди - это сигнал о том, что в данном отделе есть проблемы. Чтобы они не возникали, нужно активнее внедрять предварительную запись. Записаться можно на нашем сайте, заполнив заявку.
Кстати, ваш сайт становится все более популярным.
Виктор Колодяжный: Давайте проверим. Сейчас начало рабочего дня. Открываю сайт и вижу, что к 10 утра его посетили 704 заявителя. 424 человека проверили, зарегистрировано ли их право собственности. Еще на нашем сайте можно записаться на сдачу документов, узнать перечень необходимых документов, заказать выписку из ЕГРП, самому подготовить договоры по отчуждению недвижимости и получить консультацию специалиста. На сайте размещается также вся необходимая информация об изменениях в законодательстве и порядке получения документов. Мы сделали ставку на активное использование интернет-ресурсов.
Слышала, что ваши специалисты ведут прием под прицелом веб-камер?
Виктор Колодяжный: Это всех дисциплинирует, да и проще разбираться в конфликтных ситуациях. Вот, к примеру, пришла ко мне заявительница с жалобой, что с ней якобы невежливо обошлись, незаконно отказав в регистрации права собственности. Но после того как мы вместе посмотрели запись с видеокамеры, она признала, что сама была не права и извинилась.
А часто отказываете в регистрации?
Виктор Колодяжный: Если на это есть законные основания. Ведь приходится сталкиваться и с поддельными документами, в том числе с подделкой судебных решений. Сделку не оформят и в случае наложения ареста на недвижимость, либо когда она находится под каким-то обременением. Наша работа невозможна без постоянного контакта с органами власти, нотариатом, приставами, правоохранительными структурами и судами. Мы заинтересованы в тесном сотрудничестве и взаимодействии, ибо от этого улучшится и качество наших услуг.
К сожалению, далеко не все структуры имеют такие электронные архивы, как тот, что существует сегодня у вас. Расскажите, как он создавался.
Виктор Колодяжный: Документы на бумажных носителях хранятся вечно в нашем архиве. Если раньше по нескольку дней порой тратили его сотрудники, чтобы отыскать нужную папку, то после перевода всех документов в электронный формат на это уходит буквально 15 секунд. Собственными силами мы провели сканирование архива дел правоустанавливающих документов. Более пяти миллионов дел перевели наши сотрудники в цифровой формат. Это позволило сократить сроки регистрации, избавиться от очередей и волокиты. А в ситуации с Крымском, пострадавшим летом прошлого года от разрушительного наводнения, в считанные часы восстановить документы. Ведь вода накрыла и здание крымского архива. Благо, что он в свое время был переведен в цифровой формат, и уже спустя двое суток мы оказывали госуслуги гражданам в полном объеме.
Росреестр сегодня - это структура, соединившая три ранее самостоятельных направления - картографию, кадастр и регистрацию прав на объекты недвижимости. Сколько всего сотрудников в вашем подчинении?
Виктор Колодяжный: Порядка трех тысяч человек. Среди них много молодежи с высшим юридическим образованием. Кстати, молодые сотрудники имеют возможность повысить свою квалификацию, стать госрегистраторами - только в этом году у нас пройдут обучение и сдадут экзамены 150 молодых специалистов.
Недавно один из МФЦ Краснодара посетила заместитель министра минэкономразвития Ольга Дергунова. Все увиденное она назвала "достойным примером для других российских регионов".
Кубань вообще в развитии цифровых технологий многих опережает. У нас даже есть электронная "Карта жителя Краснодарского края".
Виктор Колодяжный: Наши программисты разработали к ней свое приложение. Внедрение такой карты позволит вывести взаимодействие гражданина и государства на совершенно новый уровень, получать целый ряд государственных услуг дистанционно и свести к минимуму хождение по инстанциям.
А что делать пенсионерам, которые вряд ли станут активными пользователями интернета?
Виктор Колодяжный: Визит к нам больших хлопот им не доставит. Мною подписан приказ, согласно которому люди старше 60 лет принимаются вне очереди. Воспользовавшись терминалом, можно распечатать бланки нужных заявлений, причем совершенно бесплатно. Программа разработана таким образом, что доступна человеку, не владеющему компьютером.
Терминал покажет и размер взимаемой госпошлины. Но как быть многодетным семьям? Предположим, в семье 10 детей и за каждого нужно заплатить пошлину, чтобы получить выписку о наличии либо отсутствии у них собственности?
Виктор Колодяжный: Эту проблему обозначил губернатор Кубани Александр Ткачев при реализации программы выделения земельных участков для многодетных семей. Выход нашли такой: запрос делает муниципалитет, и тогда госпошлина не взимается.
В какую сумму обойдутся гражданину услуги ваших специалистов?
Виктор Колодяжный: Гражданину придется оплатить лишь госпошлину. Многие этого не знают и платят посредникам огромные деньги за сопровождение договоров, хотя можно все сделать самому абсолютно бесплатно и с минимальной тратой времени. Когда бываю в МФЦ, всегда интересуюсь у посетителей, сколько времени и средств они потратили на регистрацию той или иной сделки. В Краснодаре семейная пара средних лет заплатила 18 тысяч риелтору за оформление купли-продажи квартиры. А если бы воспользовались нашим терминалом, эта услуга ничего бы им не стоила. Узнав об этом, мои собеседники, понятно, огорчились. Хотя сами виноваты. Надо было сначала на наш сайт зайти, а уже потом обращаться к посредникам. Даже представителям старшего поколения нужно осваивать современные технологии. Детей и внуков, в конце концов, попросить открыть компьютер и найти нужную страничку. А если не хотите идти в ногу со временем, не сетуйте потом, что на вас кто-то наживается.
На наиболее частые вопросы читателей "РГ" отвечает начальник отдела ведения ЕГРП краевого управления Росреестра Анна Бородаенко.
1. Кто и как должен собирать пакет документов для Росреестра?
Анна Бородаенко: Порядок регистрации недвижимого имущества довольно прост, но при этом содержит несколько обязательных этапов.
Заявитель должен в соответствии с требованием закона подготовить все необходимые документы. Узнать их перечень можно у специалистов Росрегистрации, на нашем сайте и в любом отделе МФЦ. После подачи документы проходят юридическую проверку; если они не в порядке, то заявитель получит аргументированный отказ и ему придется повторить попытку, исправив все указанные пробелы. Права остальных регистрируются с последующим внесением записей в ЕГРП и выдачей свидетельства государственного образца.
2. Есть ли особые права у ветеранов при оформлении документов?
Анна Бородаенко: В Краснодарском крае приказом руководителя регионального управления Росреестра определен порядок регистрации в сокращенные сроки. Не более одного рабочего дня должна занимать регистрация прав граждан-ветеранов ВОВ и граждан с ограниченными физическими возможностями, а также женщин в возрасте 65 лет и старше и мужчин в возрасте 70 лет и старше при их личном обращении по сделкам, связанным с использованием материнского капитала и с правами на наследство. При этом к ветеранам и инвалидам специалисты краевого управления Росреестра приедут на дом: им достаточно позвонить в соответствующий территориальный отдел, причем платить за вызов не придется. К случаям, предусматривающим регистрацию прав в течение трех рабочих дней, относятся: расторжение договора пожизненного содержания с иждивением, ипотека и сделки, подготовленные с использованием информационных терминалов и интернет-сайта Росреестра. Во всех остальных ситуациях имущественные права гражданина зарегистрируют на Кубани в недельный срок.
3. А если заявитель не успел вовремя забрать документы из Росреестра, поданные на регистрацию?
Анна Бородаенко: Через две недели документы попадают в архив, где их моментально найдут по штрих-коду.
Раньше архив занимал 400 квадратных метров в подвалах управления, теперь - это отдельное здание по улице имени Мачуги краевого центра. Площадь фондов составляет 2,3 тысячи квадратных метров. Здесь хранятся документы о правах граждан и юридических лиц на недвижимость в кубанской столице. Сейчас их около миллиона. А всего по краю - свыше пяти миллионов таких дел, причем все они переведены в цифровой формат.
С бумажными носителями мы теперь практически не работаем. Если раньше долго приходилось искать нужную папку и перемещать ее из одного конца города в другой, теперь все это осталось в прошлом. Бумажные носители хранятся на специальных стеллажах. Наши специалисты работают по системе электронных заявок, на их компьютерах установлена программа, благодаря которой можно сразу увидеть, где находится заказанное дело. Архив постоянно пополняется, поэтому нужны новые площади для хранения. В перспективе он увеличится еще на 700 квадратных метров. Кстати, подобного архива пока нет ни у одной другой структуры. Благодаря переводу в электронный вид он надежно защищен от любых угроз.
4. Как проверить документы застройщика, если есть сомнения?
Анна Бородаенко: В последнее время жители ряда городов и районов края столкнулись с проблемой, когда многоэтажки в обход закона строят чуть ли не на шести сотках. И те, кто покупает там квартиры, оказываются под угрозой того, что их жилье рано или поздно снесут, как это случилось недавно в Краснодаре и Сочи. Как избежать этого?
Доверять нужно не словам и пустым обещаниям, а документам. Гражданин, планирующий приобрести в долевую собственность квартиру в строящемся доме, вправе потребовать от продавца предъявить документы, как на само строение, так и на земельный участок, на котором этот объект создан. Если такие документы под различными предлогами не предъявляются или, например, в них указано, что участок предоставлен не для целей строительства на нем многоквартирного дома, а для ведения садоводства (дачного хозяйства), - это должно по меньшей мере насторожить и побудить к более тщательной оценке предложения о покупке.
Кроме того, любой гражданин вправе запросить выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащие общедоступные сведения об указанном выше объекте, а также о земельном участке, на котором такой объект построен. Обосновывать свою просьбу - запрос - перед органом, осуществляющим регистрацию прав, не требуется.
Еще недавно получить документы на недвижимость стоило огромных трудов, в чем многие убедились на собственном опыте. С тех пор многое изменилось.
Корреспондент "РГ" отправился в управление Росреестра проверить, сколько времени займет процесс получения свидетельства на право собственности. Зачем это нужно? Регистрация прав на недвижимое имущество позволяет собственнику доказать свое право на ту или иную недвижимость, которой он обладает. Однако если речь идет о приватизированной квартире, многие не спешат это делать. Конечно, никто такую квартиру не отберет, но любые сделки с ней невозможны без получения свидетельства о праве собственности государственного образца.
Итак, в моем столе долго лежали пожелтевшие от времени бумаги, подтверждающие, что квартира была приватизирована в 1992 году. С тех пор их, кажется, никто не доставал. В МФЦ, где ведут прием специалисты управления Росреестра, я пришла с заветной папкой, чтобы сделать наконец современные документы на квартиру - таким является свидетельство о праве собственности. А можно его не делать?
- Можно. Но тогда этим придется заняться кому-то из ваших наследников, - пояснил главный специалист отдела МФЦ Краснодара по улице Леваневского Александр Фадеев.
Хотелось на собственном примере убедиться, что действительно за считанные часы здесь можно получить такой документ. В МФЦ очередь была совсем небольшая: приема к специалистам ждали примерно с десяток человек. Распечатав в терминале талончик и заплатив госпошлину в размере тысячи рублей, подошла к окошку, куда меня вызвали по электронной очереди, и подала документы.
Спустя 15 минут все бумаги были сданы, и к назначенному часу в тот же день я пришла за готовым свидетельством. Благо сданные документы были все в порядке.
На заметку
С информацией о порядке получения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе в форме запроса, можно ознакомиться на официальном портале Росреестра rosreestr.ru. Горячая линия управления Росреестра по Краснодарскому краю: 8-800-200-23-01, сайт управления: http://www.frskuban.ru/.
Очереди - это сигнал о том, что в работе регистраторов есть проблемы.