В документе, который вступит в силу с 1 сентября, появилась новая норма. Все, кто был лишен прав, перед тем как их получить обратно, должны пройти проверку на знание Правил дорожного движения. По сути, сдать теоретический экзамен. Для "лишенцев" новая норма создаст серьезные проблемы.
С другой стороны, как считают некоторые правозащитники, это еще одна коррупционная составляющая. Поэтому группа депутатов подготовила и внесла в Госдуму законопроект, который должен облегчить участь водителя. А именно оставить необходимое условие для возврата прав в виде проверки знаний Правил дорожного движения только для тех, кто лишен прав за пьянку или отказ от медосвидетельствования.
Один из авторов законопроекта, депутат от фракции ЛДПР Ярослав Нилов, пояснил корреспонденту "РГ", что в обновленной 12-й, водительской, главе КоАП около 20 процентов составов правонарушений предусматривают такую санкцию, как лишение прав. В то же время, по его мнению, дополнительное наказание в виде проверки знаний Правил дорожного движения - это уже через край. Тем более что в некоторых составах предусмотрены или штраф, или лишение. Например, за превышение скорости более чем на 80 км/час. То есть один нарушитель заплатит штраф, а другой будет лишен прав на полгода, и потом еще будет доказывать, что правила знает.
Надо сказать, что поправки в КоАП немного смягчили ответственность водителей. Так, например, за первый выезд на встречную полосу предусмотрен штраф. За повторное нарушение - лишение прав. За первый проезд на красный свет - штраф. За повторный - штраф пять тысяч или лишение прав.
То есть лишенческие статьи направлены против, скажем так, "рецидивистов" - тех, кто не случайно нарушил, а делает это постоянно. Тогда возникает вопрос: может, их действительно все-таки надо проверять на знание правил? В Германии, например, таким рецидивистам вообще надо проходить так называемый "тест на идиота".
Первый зампред Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков заявил корреспонденту "РГ", что вообще не видит смысла обсуждать поправки в только что подписанный, но еще не вступивший в силу закон. Когда закон заработает, будет собрана минимальная статистика по его исполнению, тогда уже можно будет что-то обсуждать. Возможно, придется вносить некоторые корректировки, в том числе предлагаемые и ЛДПР. Но об этом можно будет говорить только после того, когда хоть какие-нибудь минимальные данные будут собраны.
Кроме того, Лысаков отметил, что у всех депутатов была возможность внести поправки в законопроект ко второму чтению. Все, что поступило, было рассмотрено.
В Главном управлении обеспечения безопасности дорожного движения МВД России "РГ" прокомментировали внесенную поправку следующими примерами. Чем отличается пьяный за рулем от того, кто выехал на встречную полосу? Оба создают угрозу для окружающих. Тогда почему один не должен еще раз продемонстрировать знание правил, а второй должен? Кстати, при выезде на встречную полосу с большей вероятностью можно подозревать, что водитель правил не учил.