Вы уже не в первый раз приезжаете в Волгоград, что нового в программе, которую вы покажете волгоградским зрителям?
Эдгард: Мы привезли новую программу, но, разумеется, в ней будут и повторы, старые номера. Я однажды был на концерте Майкла Джексона и в какой-то момент понял, что если он не исполнит песню "Билли Джин", поклонники ему этого не простят. Так и у нас - есть вещи, которые необходимы. Обязательно будет прыжок на льве - это номер, с которым ассоциируются братья Запашные. А вообще мы привезли разножанровую программу сильнейшего коллектива российского цирка. Из нового покажем конный аттракцион "Эллада" - жонглирование, акробатика, джигитовка на лошадях. Там "хитрая" комбинация используется, словами не расскажешь, надо смотреть. Цирк - это искусство для глаз. В прошлом году с этим аттракционом мы заняли первое место на Международном фестивале циркового искусства в Ижевске, а в октябре повезем его на Международный цирковой фестиваль в Италию.
Один из трюков конного аттракциона занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Планируете ли вы установить новые рекорды для нее?
Эдгард: Конечно, хотелось бы. И у нас даже есть один рекорд, который книга почему-то не регистрирует. Сейчас самым посещаемым цирковым шоу мира считается представление канадского цирка "Дю Солей", собравшее 150 тысяч зрителей за две недели. Два года назад мы собрали 250 тысяч зрителей, но книга почему-то не обновляет рекорд. Что касается трюков, то наши артисты - достаточно амбициозные люди. Но любой рекорд - это очень большая психологическая нагрузка. Если скажем сейчас о планах - обяжем себя, а ведь может что-то не получится. Поэтому о рекордах давайте говорить по факту.
Ограничены ли вы во время представления техническими возможностями площадки?
Эдгард: Мы - нет. Оборудование привозим с собой - на сотни тысяч долларов, можем себе позволить. Но если говорить о волгоградском цирке, то оснащение, конечно, оставляет желать лучшего. Зато у него нестандартная планировка. Мы привыкли, что цирковое выступление делается по кругу. У вас же приоритет зрителей с одной стороны. Это очень удобно. Но при этом маленькая закулисная часть.
Аскольд: Зато есть спортзал, я его уже опробовал. Когда мы были здесь в прошлый раз, он находился совершенно в жутком, убитом состоянии. Теперь его отремонтировали.
Эдгард: Но мы говорим о состоянии цирка не для упрека. Надо понимать: цирк - это федеральная собственность. Ни губернатор, ни мэр не имеют права вложить сюда ни копейки. Возможно, в сентябре законодательство изменится, и цирки передадут регионам. Есть регионы, где благодаря усилиям местных властей цирки находятся в прекрасном состоянии. В Нижнем Новгороде, например. Или в Ижевске - там цирк один из лучших не только в стране, но и в мире.
Вы хотели бы возглавить Росгосцирк?
Аскольд: По принципу, если не можешь победить зло, возглавь его?
Эдгард: Да, хотел бы, но не в 37 лет. Министр культуры спрашивал меня об этом. Росгосцирк - это самая крупная цирковая корпорация в мире, у которой больше всего в собственности находится зданий. И проблем тоже больше всего. Такая огромная куча, получив которую, надо полностью забыть об артистической карьере и разгребать ее. К тому же, в одиночку, без помощи властей и единомышленников, это сделать невозможно.
Аскольд: Власти начали обращать внимание на цирк, наметилась хорошая тенденция. Но проблем на самом деле очень много - прежде всего хозяйственных. Мы сейчас руководим Большим московским цирком. Нам в наследство досталось здание, у которого течет крыша. И такие проблемы занимают 90 процентов времени. Но это всего лишь один цирк, притом столичный. А что по другим городам, в провинции?
Есть ли мода на цирковые жанры? И какие тренды вы наблюдаете в последнее время?
Аскольд: Я бы сказал, что заметнее тенденции в стилистике, оформлении представлений, а набор цирковых жанров остается тот же. В последние годы нам пытаются навязать моду на акробатические номера, воздушных гимнастов, эквилибр, определенные люди заинтересованы в этом. При том, что российский цирк - традиционно цирк животных. И потом, надо различать: мода среди кого? Зрителей? Артистов? Если мы говорим о зрителях, то надо четко понимать: зритель приходит на конечный продукт, для него главное, чтоб было зрелище. Если об артистах - то да, такая тенденция есть: появилось много "бандажно-тапочных" номеров - не обремененных животными, большим количеством реквизита. Все эти гимнасты на ремнях, хулахупы… Когда мы возглавили Большой московский цирк, провели мониторинг. Оказалось, что у нас 24 невостребованных воздушных номера. То есть люди поставили их, и думали, что их тут же "раскупят", начнут приглашать на выступления. Но нет.
В вашей труппе выступает несколько артистов родом из Волгограда. Это случайность или особая любовь к городу?
Эдгард: Это закономерность. Сейчас у нас шестеро волгоградцев и один парень из Волжского. Объясняется это тем, что в Волгограде традиционно очень сильная школа акробатики и батута. Руководитель нашей группы акробатов Сергей Трушин - волгоградец. Вот и в этот свой приезд мы будем искать здесь новых артистов. Уже знаем тренеров, базу, знаем, к кому обращаться.
А сколько "хвостатых" артистов вы с собой привезли?
Эдгард: 17 собак, восемь попугаев, 15 хищников... Не все они будут работать на манеже. Среди них есть как молодые животные, которые вот-вот "на подходе", так и резервные. Например, лев, который опасен сам для себя - он не умеет защищаться, добродушно настроен по отношению к другим львам, и они его могут просто покалечить. Есть двухлетний тигр Карпет - к концу гастролей, возможно, попробуем вывести его "на зрителя". Он готов, участвует в репетициях, все выполняет, но с публикой еще не встречался.
Аскольд: И, конечно, тигр Мартин. Ему 14 лет, это звезда не только российского цирка, но и кино - он снялся в куче фильмов и сериалов. Это единственный дружелюбный по отношению к человеку тигр. С ним брат выполняет классические трюки "голова в пасти хищника", "кормление мясом изо рта". Его не один раз драли другие хищники, потому что, если животное доброжелательно настроено к человеку, то, как правило, и к другим животным тоже. Однажды на Мартина напал лев, и этот лев решил, что теперь его надо бить всегда. Их категорически нельзя выпускать на манеж вместе.
Как вы вообще перевозите своих животных? Как они переносят дрогу?
Эдгард: Специально оборудованными фурами. Хищники едут вместе с людьми, которые за ними ухаживают в дороге, кормят, убирают, следят за температурой в помещении. В Волгоград они добирались из Казани, тигры и львы провели полтора суток в дороге - для них это не срок. Но вообще стараемся выбирать маршруты передвижения так, чтобы расстояния не были критическими.
Аскольд: Многое зависит от состояния дорог, конечно. Потому что сильная тряска для любого неприятна - что для человека, что для животного. Как известно, в России две беды, и первая все время пытается строить вторую. И в этом смысле Волгоград нас неприятно поразил.
Вы много раз бывали на гастролях в Волгограде. Какие воспоминания связаны с городом?
Аскольд: Ой, можно я расскажу? Это еще в детстве было, с отцом. На репетиции случился форс-мажор - тигр вышел из клетки. Реальная опасность, и все, кто был на манеже, бросились врассыпную. Я за какие-то секунды вскарабкался на крепления над оркестровой площадкой. Как - я до сих пор не понимаю, без каких-либо специальных приспособлений.
Эдгард: В тот момент раздался резкий хлопок - это брат преодолел звуковой барьер.
Аскольд: А клоун спрятался в контейнере во дворе цирка и просидел в нем полдня. Он не знал, что все уже закончилось, и некому сказать было - никто не подозревал, что он там.
Эдгард: Тигр вышел из цирка и пошел гулять по улице, дошел до здания КГБ. Навстречу - наш дрессировщик Василий Балюк. Это наша правая рука, он с нами уже больше 30 лет, работал еще с нашим отцом. Василий возвращался из магазина. Увидел тигра - побросал пакеты с покупками, отломил прутик, и с этим прутиком так и пригнал хищника обратно в цирк. Тигр растерялся ужасно на улице.
А еще однажды в Волгограде у отца украли оружие. Выломали в кабинете сейф, в котором лежали два револьвера, и выбросили через окно во двор цирка. Потом из одного папиного револьвера убили нескольких человек. Как оказалось, это сделал униформист из местных. И папа потом не один раз прилетал в Волгоград для проведения следственных действий.
Аскольд: А в ателье, помнишь? Мы шили костюмы для выступлений. Но для многих людей наши имена сложны. К тому же, Эдгарда между собой мы зовем Гарик. И вот человек, отвечавший за то, чтобы все костюмы и детали были подписаны, где - чье, видимо, совсем запутался в именах: Аскольд, Эдгард, да еще и Гарик откуда-то взялся. И когда мы пришли в пошивочную мастерскую забирать заказ, абсолютно все было подписано: Гарольд.