Генеральный директор "Малахита" Владимир Дорофеев, комментируя для "Российской газеты" закладку АПЛ "Новосибирск", напомнил, что головной в этой серии корабль под названием "Северодвинск" в силу объективных причин строился необычно долго и нынешним летом завершает сложный цикл государственных испытаний. Вторая по времени закладки (июль 2009 года) АПЛ "Казань" создается по модернизированному проекту 885М "Ясень-М" и сейчас на этапе активного насыщения оборудованием.
Подводные лодки типа "Борей" и "Ясень" у набережной Севмаша. Фото:Максим Воркунков, Сергей Кундывус /Пресс-служба Севмаша
По словам Владимира Дорофеева, корабли этой серии, начиная с "Казани", решено создавать по одной документации, и на выходе они не будут принципиально отличаться друг от друга. Это делается с той целью, чтобы оптимизировать затраты и сократить сроки строительства подводных лодок. Да и флоту нужны не единичные, пусть даже уникальные корабли, а их серии - так, чтобы моряки-подводники могли обучаться по единым программам, а экипажи АПЛ одного типа были бы взаимозаменяемы.
Фото:Максим Воркунков, Сергей Кундывус /Пресс-служба Севмаша
Вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин, принявший участие в церемонии закладки АПЛ "Новосибирск", такой подход одобрил. "Каждый новый корабль, - заявил он, - вселяет надежду, что это не просто атомная подводная лодка, это маленькая Россия, которая умеет себя защищать в крайне сложное время. Имея такую огромную территорию, богатую ресурсами, наша страна должна иметь мощнейшую армию и военно-морской флот.
Поздравляя военных моряков и корабелов с их общим праздником, он выразил уверенность, что атомный подводный крейсер "Новосибирск" будет построен по самым высоким стандартам качества и точно в те сроки, которые обусловлены государственной программой вооружений.
Фото:Максим Воркунков, Сергей Кундывус /Пресс-служба Севмаша
Отвечая на вопрос корреспондента "РГ" относительно сдаточной программы нынешнего года, вице-премьер правительства и глава ВПК увязал исполнение контрактных обязательств по отдельно взятому кораблю с подготовкой инфраструктуры в месте его предстоящего базирования, а также с готовностью промышленных предприятий обеспечить к началу боевой службы все необходимые виды оружия.
- Принятие на вооружение - это не только вопрос готовности самого корабля и окончание испытаний его основных систем - информационной, огневой, силовой, - акцентировал Дмитрий Рогозин. - Это еще и вопрос готовности инфраструктуры. То есть баз - готовы ли сами базы принимать такие корабли. Решения, которые мы недавно обсуждали в Воткинске (город и завод в Удмуртии, где изготавливают оружие для них), и решения, которые обсуждаем на Севмаше, дают нам надежду, что до конца года основные вопросы решим - по испытанию и по передаче флоту этих кораблей...
Фото:Максим Воркунков, Сергей Кундывус /Пресс-служба Севмаша
А что касается проблем и задач общего характера, то они, по словам вице-премьера, будут обсуждаться на совещании у президента Российской Федерации. Причем такой разговор должен состояться уже в понедельник, 29 июля.
- Совещание будет полностью посвящено вопросам исполнения государственного оборонного заказа в военном кораблестроении, - поделился Дмитрий Рогозин с журналистами. - Есть утвержденная цифра кораблей, которые планируется построить - как "Ясеней", так и стратегических "Бореев", причем в модифицированном варианте. Но обсуждать мы будем не только ныне действующую ГПВ - 2011-2020, а и новую программу вооружений, которая охватывает период с 2016-го по 2025 годы. Поэтому сейчас трудно сказать, сколько точно нам потребуется кораблей. Тут важно видеть не в промежутке пяти-семи лет, а представлять всю перспективу до 2030 года…
Фото:Максим Воркунков, Сергей Кундывус /Пресс-служба Севмаша
Решения, которые ожидаются по итогам сегодняшнего совещания у президента России, будут сконцентрированы, в основном, на стандартизации инженерных подходов, дал понять Рогозин, подтвердив тем самым слова генерального директора "Малахита" Владимира Дорофеева, тоже приглашенного на разговор к Верховному главнокомандующему. От избыточного "многотемья" в рамках Военно-Морского флота предлагают отказаться, а следовать по пути универсальных решений - как в отношении надводных, так и подводных кораблей.
- Уже к 2020-му году, - заключил вице-премьер, - с помощью Севмаша мы рассчитываем серьезно обновить корабельную группировку атомного флота, включая многоцелевые подводные лодки типа "Ясень", оснащенные прежде всего крылатыми ракетами. И, конечно, наши стратегические корабли типа "Борей", которые будут вооружены новыми стратегическими ракетами, прошедшими государственные испытания.
Головной корабль под названием "Северодвинск" на испытаниях в Белом море. Фото:Максим Воркунков, Сергей Кундывус /Пресс-служба Севмаша
В этот же день Дмитрий Рогозин провел на Севмаше выездной совет Военно-промышленной комиссии. В нем приняли участие главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков, недавно назначенный президентом Объединенной судостроительной корпорации Владимир Шмаков, генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко и генеральный директор Центра судоремонта "Звездочка" Владимир Никитин, другие руководители верфей и их основные контрагенты, а также первые лица из проектных и конструкторских организаций отрасли.
…Все побывавшие в конце прошлой недели в Северодвинске, в том числе мэр Новосибирска Владимир Городецкий и губернатор Архангельской области Игорь Орлов (сам в недавнем прошлом кораблестроитель) имели возможность поздравить военных моряков с их профессиональным праздником, а жителей города - с 75-летием. В канун двойного праздника здесь торжественно раздавали ключи жителям 38-квартирного жилого дома, который построен для работников Севмаша в рамках Жилищной программы предприятия, поддержанной правительством Архангельской области и Объединенной судостроительной корпорацией. Эта же программа, заверил мэр Северодвинска Михаил Гмырин, будет продолжена в 2014-2016 годах: планируется строительство еще по меньше мере трех домов на 90-100 квартир каждый.
Досье "РГ"
Многоцелевые атомные подводные лодки серии "Ясень" относятся к четвертому поколению АПЛ этого типа и обладают оригинальной архитектурой. Это касается и внешнего корпуса корабля, и его внутренней компоновки. В проекте применена компромиссная (или - смешанная) система, когда легкий корпус "охватывает" только определенные части прочного корпуса подводной лодки. Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста, что позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса. За счет того, что передняя часть корабля стала "аккустически чистой", существенно увеличился поисковый потенциал гидроакустического комплекса, обеспечивая важнейшее для кораблей такого класса превосходство в дуэльной ситуации: "Ясень" должен "услышать" корабли противника раньше, чем будет обнаружен сам.
Для ракетного оружия используются восемь вертикальных пусковых установок. Мощный комплекс вооружения включает сверхзвуковые крылатые ракеты типа "Оникс" и "Калибр", а также универсальные глубоководные самонаводящиеся торпеды. Подлодка будет иметь водоизмещение 8,6 тысяч (в надводном) и 13,8 тысяч тонн в подводном положении. Размерения корабля (в длину, по ширине и в высоту) - 119 х 13,5 х 9,4 метра. Максимальная глубина погружения - 600 метров. Скорость - до 30 узлов. Штатный экипаж - 90 человек, включая 32 офицера.
Головной корабль серии - К-560 "Северодвинск" - заложен на Севмаше 21 декабря 1993 года. Спущен на воду в июне 2010-го. Прошел весь цикл заводских ходовых испытаний. После успешного завершения государственных будет передан Военно-морскому флоту. Следующая за ним АПЛ "Казань" заложена 24 июля 2009 года и строится по модернизированному проекту 885М "Ясень-М". Его отличают новые комплексы радиоэлектронного вооружения и автоматики на самой современной элементной базе, а все оборудование и материалы поставляются исключительно российскими производителями.
Третий, уже серийный корабль "Новосибирск" (тот же проект "Ясень-М") официально заложен 26 июля 2013 года, хотя достапельные работы по нему начались еще два года назад. Согласно Военно-морской доктрине РФ, подводные лодки этого типа строятся большой серией и заменят многоцелевые АПЛ третьего поколения, находящиеся сейчас в составе ВМФ России.
Владимир Городецкий, мэр Новосибирска:
- Я горжусь тем, что на сборочном стапеле Севмаша теперь размещен и герб Новосибирска. Связи нашего города с подводными силами страны имеют длительную историю. Семьдесят лет назад, в августе 1943 года, подводная лодка, построенная на средства, собранные молодежью и промышленными предприятиями Новосибирска, вошла в боевой строй. Сегодня уже четвертая подлодка получает в свое название имя нашего города: до этого были дизельная "Новосибирск" и дважды - "Новосибирский комсомолец". Мы гордимся этим и постараемся сделать так, чтобы шефские связи стали еще ярче и эффективнее - в том числе для патриотического воспитания молодежи и всех жителей нашего города, для укрепления чувства гордости за нашу великую Родину. Мы не будем, сложа руки, ждать, когда у подводной лодки "Новосибирск" появится экипаж, и она вступит в строй. Уже сейчас, пока корабль находится в постройке, мы наладим взаимополезные обмены и контакты с городом Северодвинском и коллективом Севмаша.