31.07.2013 17:20
Культура

Рита Павоне: Фестиваль "Сан-Ремо" попал в аварию

Текст:  Олег Галицких
Рита Павоне - певица, актриса, и, без сомнения, одна из самых ярких звезд итальянской поп-сцены за последние полвека. И что точно - одна из немногих в этой стране, кто действительно добился шумного мирового успеха в свое время.
Читать на сайте RG.RU

В 1960-70-е годы ее гастроли по Европе, США, Канаде и Латинской Америке были триумфальными: выступления в Карнеги-Холле, Палладиуме и в Олимпии, участие в течение шести лет в шоу Эда Салливана, знакомство с Элвисом Пресли, сотрудничество и дружба с Четом Аткинсом, съемки в кино. В голливудском теле-шоу "Shindig” ее представляли как "итальянскую сенсацию №1", и это было правдой: никто из ее соотечественников, коллег по жанру, включая Адриано Челентано, не подбирался так близко к статусу мега-звезды. Это был пик карьеры, последующие годы, после переезда в Швейцарию, где она живет со своей семьей и сейчас, прошли скромнее, но и они отметились большими гастролями и выступлениями с собственными программами. Были и совместные шоу с Фрэнком Синатрой, Уитни Хьюстон и Шер.

Сама Рита Павоне не раз говорила, что ее жизнь похожа на сказку. Хотя начиналось все не совсем сказочно: послевоенная Италия, вечно нуждающаяся многодетная рабочая семья, съемное жилье. Она не хотела быть обузой и с детства начала подрабатывать, а в юности порой работала по 16 часов в сутки. Если это и была сказка, то, скорее, сказка про Золушку. И в ней тоже появился свой принц: барон Ферруччо Мерк фон Меркенштейн, более известный в артистической среде как Тедди Рено. Он первым разглядел талант Павоне, начинавшей как исполнительница рок-н-ролла, стал ее импресарио, а впоследствии и мужем.

Специально для Риты Павоне много песен написали всемирно известные композиторы Нино Рота, Луис Энрике Бакалов и Стельвио Чиприани, ей аккомпанировали лучшие музыканты. Интересно, что когда Рите было всего 17 лет, знаменитый Эннио Морриконе и поэт Франко Мильяччи сочинили для нее первую автобиографическую песню. Это была Pel di carota ("Морковные волосы"), в которой Павоне отыгралась за все свои детские обиды и дразнилки. Тогда же, в одном из первых интервью, она с юной непосредственностью заявила: "А теперь вот все хотят на мне жениться!" В советские шестидесятые трудно было найти двор, в котором бы не звучали твисты и рок-н-роллы в исполнении маленькой энергичной итальянки. Ну а песню "про макароны" (хотя в оригинале она была вовсе про томатный суп, да еще и с социально-педагогическим подтекстом), в те годы знали практически все.

Синьора Павоне, хотелось бы начать вот с какого вопроса ... В этом году Первый канал российского телевидения сделал неожиданный ход: показал в прямом эфире все вечера фестиваля "Сан-Ремо". Причем, этот фестиваль не показывали в России, лет, наверное, двадцать. И вы знаете, судя по отзывам, многие люди были разочарованы: они говорили, что итальянская песня изменилась, он стала безликой и скучной. Также среди почетных гостей фестиваля, которые приняли участие в шоу, они не увидели многих знакомых звезд, и это тоже увеличило разочарование. Интересно, а что вы можете сказать о "Сан-Ремо - 2013"? Прежде всего, как итальянская певица, имевшая большой успех в мире.

Рита Павоне: В последние десять лет организаторы фестиваля питают надежду возродить былую славу этого старейшего итальянского шоу, которое было популярно в мире более 50 лет. Ведь оно "экспортировало" не только красивые голоса, но и прекрасные, а порой и великие песни. Однако это в прошлом, а сейчас организаторы пытаются разыграть "карту обновления", а точнее, "омоложения Сан-Ремо", подбирая молодых артистов из пула андерграундной музыки. И поэтому фестиваль стал недоступным как для начинающих, так и для победителей различных конкурсных шоу, таких как "Голос", "Х-фактор", "Друзья", "Италия получает таланты" и т.д. Впрочем, последние, в отличие от первых, благодаря их еженедельным телевизионным выступлениям и репертуару, в основном состоящему из кавер-версий американских и британских хитов, все-таки уже заняли место в сердцах юных зрителей. Но этого мало, надо ведь найти место и в итальянской дискографии. Однако она в большом кризисе сегодня, и есть только одна надежда - получить тиражи в сотни тысяч дисков за счет ротации на телевидении.

Вообще-то некоторые из этих ребят очень хороши, ваши зрители видели, конечно, удивительного Марко Менгони, "выпускника" одного из ранних конкурсов "Х-фактор" и нынешнего победителя "Сан-Ремо". Хороший голос, большая индивидуальность. Но есть такая итальянская поговорка - "Одна ласточка не делает весны". Ведь в реальности большинство из этих парней, и гораздо чаще, чем вы думаете, не предпринимают никаких усилий, чтобы стать кем-то, и часто они потом исчезают со сцены совсем. Это потому, что многие из них не имеют абсолютно никакой "школы", которая способна поддержать их в трудные времена, а они неизбежны в ходе карьеры. Да, они хорошие парни, парни, которые "всегда готовы вытащить пистолет первыми". Но они нуждаются в укреплении своего характера через напряженную работу в любых ситуациях. Вместо этого, после дебюта, совершают ошибки, окружают себя визажистами и стилистами, и просто заботятся о своей внешности, ну еще - тренируются в сценических движениях. А потом эти мальчики сталкиваются с необходимостью создавать свои песни, постоянно обращаясь к тому, что было услышано ранее и засело в их памяти. Их нашли, подвели к успеху, но дальше… Дальше они повторяют то, что было сделано до них. Это ведь гораздо проще, чем создавать свой собственный стиль. Именно поэтому фестиваль "Сан-Ремо" "попал в аварию".

Вот так жестко…

Павоне: Потому что это говорю я, Рита Павоне, которая все это хорошо знает, и которая прошла все, начиная с конкурса юных талантов. Я имею в виду "Фестиваль неизвестных", который считается колыбелью всех звезд, появлявшихся в Италии с начала шестидесятых годов и на протяжении более 40 лет. Я победила на самом первом фестивале, и было это 1 сентября 1962 года.

И я была также молода, как они. Может быть, даже моложе: мне исполнилось семнадцать лет - всего за несколько дней до первой победы. Однако ... Хотя и такая юная, но я вовсе не была новичком! Начала работать, когда мне было 9 лет, и, как это было у "Битлз", мои первые выступления проходили в таких местах, что назвать их ужасающими - ну, это просто преуменьшение. Однако это было время большой учебы, я себя отшлифовывала, меняясь изнутри и снаружи. И вот, когда, наконец, пришло время для большого полета, мои "крылья" были прочными, и я была готова противостоять любым неприятностям. И это дало мне способность "оставаться в воздухе" в течение более 50 лет.

И есть еще один фактор, который я считаю чрезвычайно важным. Сегодня, кажется, больше не существует певцов - интерпретаторов, кругом только поющие композиторы. А те композиторы и текстовики, которые прежде писали исключительно для вокалистов, теперь они, похоже, на грани исчезновения. Получается, что песни поют люди, которые и пишут их, а профессиональные певцы, за очень редким исключением, стали "отходами", заброшенными в нижний ящик стола. И поэтому мы слышим обычно посредственное исполнение, лишенное всякой оригинальности. Я думаю, что это итог деятельности звукозаписывающих компаний в последние годы.

Результаты такого отбора часто разочаровывают. И в этом, наверное, причина той скуки, которую наблюдали телезрители в России во время трансляции "Сан-Ремо-2013". Я пользуюсь возможностью, чтобы дать совет организаторам этого фестиваля. Если "Сан-Ремо" будет лишь просто итальянской "витриной" - это ничего, потому что хотят они или нет, но он все еще неплохо освещается в средствах массовой информации и даже получает приятные оценки. Но если они желают снова сделать это шоу международным, то в дополнение к молодым артистам, известным в Италии, но совершенно неизвестным за границей, организаторы должны позаботиться о присутствии тех итальянцев, которые имеют популярность за рубежом. Это может гарантировать успех шоу в других странах. По моему скромному мнению, такое возможно. И будущие организаторы должны определенно рассмотреть такую идею, если они рассчитывают продолжать трансляции через Евровидение.

Как вы сказали, ваш первый успех был в сентябре 1962 года, и это удивительным образом совпало с первым успехом уже упомянутых "Битлз". Затем вы "встретились" с ними в хит-парадах США летом 1964 года, где вас разделяло лишь несколько пунктов. При этом некоторые американские журналы писали, что "Рита Павоне может догнать Битлз". Интересно, как вы относились к таким суждениям в то время?

Павоне: Сначала уточню, один заголовок звучал так: "Рита Павоне: заменит ли она "Битлз"?" (Rita Pavone: Will she replace The Beatles?) . Я могла вытеснить "Битлз"? Ну, конечно, нет! Но я благодарна людям, так сильно верившим в меня. А если без шуток, то никто не был в состоянии "подвинуть" "Битлз". Ни я, ни другие. Эта группа - историческое явление, которому нет равных. Есть артисты, оставляющие такой глубокий след, что он в итоге становится колеей эпохи. Я говорю сейчас о Фрэнке Синатре, Элле Фицджеральд, Элвисе Пресли, Фредди Меркьюри, Майкле Джексоне. А до них еще были Эл Джонсон, Джуди Гарланд, Бинг Кросби. Имена удивительные, и они вошли в историю мировой музыки. И "Битлз", конечно, среди них.

Вы спросили, что я тогда думала об этих сравнениях с ливерпульской четверкой. Я честно не знаю, что ответить. Меня об этом никогда не спрашивали. Я просто знала, и это льстило мне, что человеком, который любил "Битлз" и поддерживал их в США, был Эд Салливан. И это был тот же самый человек, который любил и поддерживал в равной степени Риту Павоне.

А чем были для вас шестидесятые? Кто-то говорит, что это самое прекрасное и интересное время в последние полвека, а кто-то - что это эпоха иллюзий ...

Павоне: Я считаю, что и шестидесятые, и пятидесятые - волшебные годы. Кто-то думает иначе, но… Это, наверное, те, кто не жил в то время. Пятидесятые были годами возрождения после разрушительной войны, а шестидесятые - временем великого экономического бума. Чтобы не быть голословной… Вот возьмем хотя бы отношения с соседями, это теперь даже представить немыслимо, никто не поверит. У нас двери всегда были нараспашку весь день, и не было никакого страха, что обворуют. Мы знали всех жильцов дома, и очень часто, особенно летом, когда у рабочих были отпуска, уезжали надолго, оставив ключи знакомым или соседям, чтобы они могли поливать цветы на балконе. Разве сегодня есть такое доверие? Нет, мы уже не доверяем ближним, и причины этого недоверия легко найти в газетах, в разделах криминальных происшествий. Мы спрятались в своих домах, отгородившись от всех решетками и заборами, и от этого наша жизнь стала менее приятной и более сложной.

А в то время мы жили скромно, но хорошо и мирно. И больше ценили то, чем владели, ибо владели немногим. Но было весело, мы часто выезжали за город, чтобы устроить пикник прямо на траве. А по воскресеньям в нашем доме собрались друзья, устраивали танцы под звуки виниловой "вертушки". По субботам обычно ходили в кино, и смотрели эти чудесные яркие цветные американские фильмы в формате Technicolor . И в них была музыка, потрясающие, незабываемые песни!

Но теперь все изменилось. И не в лучшую сторону ... Прогресс дал нам так много вещей. Мобильные телефоны, IPad, компьютеры, все эти штуки полезные, но они заставляют нас изолировать себя все больше и больше. Жаль, что мои дети не жили в те годы. И я им иногда говорю: вы пропустили то время. То же самое я могу сказать и тем, кто считает, что "это было время иллюзий".

Кажется, вы были в России только один раз, еще в советское время, в 1965 году, на фестивале "Cantagiro". Фестиваль транслировался в прямом эфире в СССР, и есть еще много людей, которые помнят это событие. Там даже разразился скандал: публика потребовала, чтобы вам дали первое место, но жюри во главе с известным советским певцом Леонидом Утесовым присудило второе. Что вы помните об этом, и какие впечатления были у вас о стране?

Павоне: Это не совсем так, я была в России дважды. Вторая поездка пришлась на конец 90-х, я приезжала тогда с группой итальянских артистов: "Рикки э Повери", Рикардо Фольи, Лоредана Берте и "Матиа Базар". А впервые я ступила на русскую землю действительно во время фестиваля "Cantagiro". И на нем я, в итоге, победила. Это было летом 1965 года, первый масштабный фестивальный тур с участием лучших итальянских певцов и групп. Началось все с изнурительного марафона в самой Италии, фестиваль поддержала компания "Фиат", и мы объехали много городов на ее машинах. Потом тур перенесся в крупные зарубежные города, где мы выступали в лучших и популярных залах. В Париже это был "Театр Бобино", в Лондоне - Royal Festival Hall, в Монако и в Германии - Circus Krone, а в Москве - летний театр парка Горького. Тот день в Москве я до сих пор помню очень четко. Это был вихрь сюрпризов! Утром, как только самолет приземлился, я встретила в аэропорту великого футболиста Пеле. А моя популярность в его родной Бразилии в то время была невероятной, иначе не скажешь. И его мировая слава! Что тут началось! Наши объятия были увековечены сотнями фотокамер. Отличное начало, это было красиво!

Когда мы прибыли в отель, начался дождь. И он не останавливался и во второй половине дня. Тем не менее, вечером парк Горького был заполнен до отказа. Телекамеры были укрыты от дождя пластиковыми накидками, а многие люди пришли с зонтиками всех цветов. Но большинство вообще не имели никакой защиты от ливня, однако они, казалось, совершенно этого не замечали.

Я была хорошо известна в странах, по которым проходил тур, но эта популярность держалась за счет моего постоянного присутствия на телевидении и в их национальных хит-парадах. Но здесь был не тот случай. Тем не менее, как только ведущий объявил мое имя, раздался рев. И я, не веря своим ушам, удивленно сказала своей коллеге: "Ничего себе! Они меня знают!" И когда я вышла на сцену в первый раз, рев публики уже напоминал океанский прибой. Я начала петь, а когда песня закончилась, шум стоял как во время землетрясения.

Затем пришел момент голосования. Советское жюри, игнорируя симпатии публики, дало мне неадекватно низкую оценку. И тут наступил хаос. Люди начали кричать, свистеть, казалось, вот-вот и они нападут на членов жюри. Те почувствовали и переместились на другой край сцены. Итальянские журналисты, а они были в комнате для прессы, вместе с советской телевизионной командой, которая вела вещание в прямом эфире, бросили писать свои заметки, и побежали посмотреть, что это за шум такой.

Между тем, публика начала скандировать мое имя, требуя выхода на бис. А это не было предусмотрено правилами шоу. Тогда один из членов жюри вышел к краю сцены и попытался заставить их замолчать, делая какие-то авторитарные повелительные жесты. Но это было невозможно! Его попытки были встречены оглушающим протяжным гулом "у-у-у!", и против своей воли он вынужден вернуться за стол жюри. Это была маленькая революция, и я осознала, что невольная ее причина - я. Шум, тем временем, нарастал: вся аудитория, а также тысячи и тысячи людей, которые заполнили парк, определенно хотели другого решения. Попытались было вместо меня вывести на сцену другого певца, но его освистали. А я стояла за кулисами, не зная, что делать: с одной стороны нельзя было нарушать правила фестиваля, а с другой… Наконец приехал Эцио Радаэлли, организатор "Cantagiro", и… начал умолять меня выйти и повторить свой "кусок" для того, чтобы успокоить публику. И таким способом дать возможность продолжить программу. Я снова вышла на сцену и была встречена шквалом оваций. (Интересно, что рассказ Павоне об этом случае практически полностью совпадает с репортажем из Москвы, опубликованном 3 июля 1965 года в газете "Нью - Йорк Таймс" - О.Г.). Помню, что когда я пела свой хит "Lui” " ("Он"), люди танцевали под сценой, не обращая внимания на проливной дождь и гром. Все они были насквозь мокрые, но казались ужасно счастливыми. Эту картину я ношу в своем сердце всегда.

Вы знаете, и это не комплимент, но если смотреть ваши выступления, даже очень давние, вы не выглядите "архаичной". Я надеюсь, вы понимаете, что я имею в виду. Ни в движениях, ни в вокале. Некоторые люди, куда моложе меня, говорят: она смотрится очень актуально и стильно. Это особенно заметно, когда "встык" выступали другие артисты. Как это так получилось?

Павоне: Спасибо за приятные слова. Но я не знаю, что ответить. Секрета не существует. Возможно, так получалось от того, что я всегда любила свою работу. О которой мечтала с детства, хотя поначалу рассчитывала лишь на то, чтобы "немного попеть", а потом стать театральной актрисой. Но жизнь была щедра ко мне. Просто великолепный сон, который стал явью. И еще, я скажу вам одну вещь, которую люди в моем окружении хорошо знают. Как творческую личность я себя очень-очень уважаю. Хотя мне часто приходилось работать с выдающимися артистами и музыкантами, и я повторяла про себя: "О боже! Этот человек - просто шедевр природы!". Но тут же добавляла: "Однако и я неплоха!"

Рита, а кто произвел на вас наибольшее впечатление? Вы ведь работали просто с культовыми фигурами - Эдом Салливаном и Четом Аткинсом, выступали в одних программах с Эллой Фитцджеральд, Дюком Эллингтоном, группой Beach Boys и многими
другими. И вот еще - ваше знакомство с Элвисом Пресли, это не легенда? Слишком мало информации на эту тему…

Павоне: Работать с ними - это было потрясающее удовольствие. Великие артисты и великие индивидуальности! Люди действительно выдающиеся, и в тоже время - полные простоты. Поскольку вы в теме, то наверняка видели выражение моего лица в одном из эпизодов шоу Эда Салливана, когда легендарная Элла Фитцджеральд (она там выступала вместе с Дюком Эллингтоном), подошла ко мне и попросила, чтобы я подписала свою фотографию для ее сына Филипа. Сама Фитджеральд! Тогда потребовалось немало времени, чтобы я оправилась от изумления. К тому же, некоторые из артистов, с которыми я имела радость и честь работать, были еще и кумирами моей юности. И я по-прежнему храню эти виниловые пластинки, подарки близкого другом моего отца, который работал на кораблях, курсировавших между берегами Италии и Нью-Йорком. И вот наступил момент, когда я стояла с моими кумирами на одной сцене. Это была сказка! А Чет Аткинс? Великий музыкант и человек необычайной доброты. Это было чудесное знакомство, мы работали вместе и дружили настолько тесно, что его дочь Мерле потом подолгу гостила в моем римском доме. Благодаря Аткинсу я также познакомилась с такими музыкантами, как Флойд Крамер и Эл Херт, певицей Брендой Ли и звездой музыки соул Сэмом Куком. Но самая важная из этих встреч - это парень в больших желтых очках Ray Ban, Элвис Пресли. Мы познакомились на совещании в офисе RCA Victor в Нэшвилле (оба артиста в то время записывались в студиях этой компании - О.Г.). Элвис также презентовал мне свой портрет с дарственной надписью, который я и сейчас бережно храню в своем доме в Швейцарии. Кому нужны детали, они подробно изложены в моей автобиографической книге "Nel Mio Piccolo" ("В моем маленьком").

А как вы сошлись с группой "The Talismen"? Они ведь, кажется, играли в стиле, который потом назвали "прото-панк". Это был эксперимент?

Павоне: Ну, это устроил Тедди Рено, продюсер и мой менеджер, а позже, в течение 45 лет и по сей день - муж и отец моих двух сыновей. Он пригласил эту британскую группу, которую услышал в Лондоне, и включил их в финал моего первого авторского телешоу, которое состояло из четырех частей. Оно назвалось "Stasera Rita" ("Рита сегодня вечером"). Я помню этих ребят, они были очень хорошими, талантливыми и оригинальными. Одевались как Шерлок Холмс, носили такие же кепи и курили трубки. Прото-панк? Я бы так не сказала, но они действительно стилистически звучали жестко и современно. И мне было очень весело записываться с ними и работать на телевидении. Правда!

Теперь поговорим немного о кино. Вы играли в основном в комедиях и вестернах. Это был ваш выбор, вам это нравилось?

Павоне: Давайте начнем с того, что я появилась в кино благодаря успеху телесериала под названием "Il Giornalino di Gianburrasca" ("Дневник Джана по прозвищу Буря"), основанному на очень известной итальянской детской книге. Я играла роль Джаннино Стоппани, мальчика, которого называли "Бурей", потому что он доставлял много неприятностей тем, кто был рядом. Мое маленькое субтильное тело (в то время я весила всего 38 килограммов) очень подходило для этой роли. Режиссером и сценаристом этого сериала была Лина Вертмюллер. Потом я с ней работала в других телевизионных проектах и фильмах, и с ней меня связывает очень продолжительная и большая дружба. В качестве композитора этого сериала был приглашен великий Нино Рота, автор всех саундтреков фильмов Феллини, а Лина написала тексты песен. Среди хороших вещей, которые прозвучали там, особо выделяют песню, ставшую хитом и имевшую удивительный успех. Я ее потом исполняла на многих языках. Это "Viva La Pappa Col Pomodoro" ("Да здравствует суп с помидорами").

И вот только после этого я появилась большом экране. И тоже вместе с Линой Вертмюллер в качестве режиссера и автора, и с Джанкарло Джаннини, потрясающим актером, который дебютировал в кино вместе со мной. В 1966-67 годах у всех нас был большой успех в музыкальных комедиях. Это были фильмы "Rita la zanzara" ("Рита-надоеда") и "Non stuzzicate la zanzara" ("Не беспокойте надоеду") - сиквел, в котором к нам присоединилась великая и незабываемая Джульетта Мазина в роли моей мамы. Тогда мы достигли лидирующих позиций в кассовых сборах всех итальянских кинотеатров. Фильмы также имели большой успех в Германии, Испании и Бразилии. После такого успешного начала было сделано еще несколько картин. Среди них "Little Rita nel West" ("Маленькая Рита на Диком Западе"). Он вышел даже в японский прокат - с субтитрами. Это была музыкальная сказка в стиле вестерна. И еще "Rita la Feldmarescialla" ("Рита - фельдмаршал"), фильм чрезвычайно комичный, там моим партнером был Теренс Хилл, знаменитый и очень талантливый актер.

Нравилось ли мне сниматься в этих фильмах? Да, абсолютно! Это был период, который трудно забыть. Я наслаждалась как сумасшедшая, делая все, что умела: танцевала, пела. И целовалась. И пусть это были поцелуи "для кино", но зато с какими красивыми и обаятельными мужчинами! И еще я научилась скакать на лошади.

Многие люди, которые начали с вами, как ваши музыканты или партнеры в кино, затем сделали большую международную карьеру. Я имею в виду не только Лину Вертмюллер или Джанкарло Джаннини, но и вашего пианиста Стельвио Чиприани, который впоследствии стал одним из самых успешных композиторов Голливуда, да и других людей. Вы поддерживали отношения с ними, когда они "вышли на высокий уровень"?

Павоне: Да, конечно. Было бы смешно говорить обратное. Правда, мы больше не виделись с Теренсом Хиллом, я не могу встретиться с ним, потому что он живет в основном в Коннектикуте. Но мои отношения с Вертмюллер, с Джаннини, со всеми теми, с кем я имела счастье участвовать в фильмах, телевизионных и театральных проектах, остались прежними, они основываются на уважении, восхищении и любви. И такие же взаимоотношения связывают меня с моим "старым" добрым Чиприани.

А как насчет ваших сыновей, в каком направлении развивается их карьера? Вы влияете на них, даете какие-то советы?

Павоне: Как матери мне очень повезло. Мои сыновья - замечательные во всех отношениях. Алессандро, он же Алекс Рикорди, мой старший, родился в Лондоне. Он журналист, сейчас работает политическим обозревателем в Женеве, на швейцарском радио RTS. А младший, Джорджо, больше известный как Джордж Мерк - просто прирожденный артист. Он играет на фортепиано, гитаре, барабанах, сочиняет музыку и отлично поет. Несколько раз его песни появлялись в британских чартах, а сейчас он работает над новым альбомом. Кому интересно - его клипы есть в интернете (George Merk - Mask on - Scalo 76). Советы? Ну, если мои дети спрашивают, я счастлива их давать. Как все матери, если на то пошло. В противном случае - оставьте детей жить своим опытом. Это тоже не всегда неправильно. Но если что-то идет не так - это полезный урок для них, ничего не поделаешь.

Вы часто меняли стили, это был и рок, и твист, и что-то вроде джаза, и много еще чего. А вам не кажется, что если бы выбрали только один - единственный стиль, то добились бы еще более впечатляющего успеха?

Павоне: Я считаю, что настоящий певец должен иметь возможность выразить себя в большинстве жанров. Чтобы показать свою универсальность и увеличить "объем" присутствия в искусстве. Кто не хочет этого делать - это его собственные проблемы. Лично я терпеть не могла ограничений. И ненавижу их еще больше, если они преследуют какую-то личную специальную цель. Если вы не меняетесь, не развиваетесь, не растете, вы превращаетесь в мультипликационный персонаж. Такой как Микки-Маус: много, часто и одно и тоже. Но я не хотела быть героем "мультика". Я всегда следовала примеру невероятно одаренного Бобби Дарина. Он вдохновлял меня, был для меня одновременно величайшим мастером и учителем. Бобби следовал своему инстинкту и часто оказывался прав. Сначала он выступил как автор и исполнитель блестящих рок-н-роллов, но уже через несколько лет мы его увидели как джазмена. А позже он экспериментировал уже в ритм-энд-блюзе. Это изменения, которые могли бы напугать тех, кто живет в страхе потерять поклонников. Но вместо этого Дарин получил невероятный успех. И, конечно, сказались вокальные и артистические способности, которые помогали ему производить сильное впечатление на аудиторию. Если бы Дарин не умер так рано, то с его невероятным талантом, думаю, он мог бы стать и великим рэппером. И делал бы это так же хорошо, как и в те в рок-н-ролльные времена, когда исполнял "Splish Splash " или "Mack The Knife"". Эта его переменчивость как "певца-хамелеона", думаю, позволила ему сделаться также хорошим актером. Вспомним: в 1963 году он номинировался на Оскар.

Хотя я знаю, что не каждый исполнитель имеет подобный диапазон, однако считаю, что хороший певец должен обладать универсальностью актера. Представим, что актер все время играет одинаково - это так скучно! Я никогда не позволяла себе быть привязанной к определенному стилю, потому что я сама хочу получать удовольствие, когда пою. И еще мне всегда хотелось знать, каковы мои реальные возможности, и каковы мои пределы.

Рита, а какую музыку вы обычно слушаете?

Павоне: Я слушаю музыку, которую сама называю "искристой". Это музыка, в которой удается передать волнение, "пульсацию вен". Для меня это Фрэнк Синатра, Джуди Гарланд, Нина Симоне, Дэвид Боуи, Энди Уильямс, Бобби Дарин, Тими Юро, Дасти Спрингфилд, Джули Лондон, Рэй Чарльз, Фредди Меркьюри и Билли Джоэл, - они дают мне эти чувства. Увы, многие из них уже не с нами, но они более чем хороши, и звучат сейчас еще лучше, чем когда-либо.

Как-то вы сказали, что хотите записать альбом, состоящий из различных песен, которые по каким-то причинам не могли записать раньше. Эта идея осталась?

Павоне: Видите ли, для меня возраст - просто статистический факт. Но энергия ... Ее, конечно, не хватает. Я думаю, что в этот самый момент уже нахожусь на пределе своего потенциала. И, может быть, в этой верхней точке и появилась идея вернуться к записям. Но если это произойдет, то это будет нечто совсем другое. И для меня, и для поклонников. Сюрпризы для тех, кто знает Риту Павоне. Да, я надеюсь, что смогу осуществить эту мечту, которая лежит в "ящике" моего сердца так долго. Слишком долго. Когда? Пока точно не скажу. Но я надеюсь, очень скоро. В самом деле, очень скоро!

Факты биографии

Первая публикация о Рите Павоне в США появилась еще весной 1963 года, а уже в 1964-65 г.г. в разных солидных изданиях, включая авторитетный "Биллборд", высказывались предположения и даже пророчества, что она может стать популярнее "Битлз". Вообще в тот период ее часто сравнивали с этой группой. Журналист "Биллборда" в порыве восторга даже назвал Павоне самым большим открытием со времен Христофора Колумба, "прибывшим на наши чудесные берега" из Италии. Цитировали также специалистов фирм грамзаписи, один из которых сказал, что Рита "находится ровно посередине между Элвисом Пресли и Эдит Пиаф". Еще больший успех, граничащий с практически религиозным поклонением, ждал ее в Латинской Америке. От Мексики до Аргентины возникло множество фан-клубов, газеты и телевидение следили за каждым ее шагом, и позже то, что творилось в этих странах, по аналогии с битломанией назвали "павонеманией". Известный философ и писатель Умберто Эко в одной из своих фундаментальных книг по теории массовых коммуникаций, упоминает о "феномене Риты Павоне".

Записи Павоне в ее мировой "звездный" период были изданы почти в 40 странах. Они выходили в основном на итальянском и английском языках, однако существует также обширный каталог дисков и видео, записанных на испанском, французском, немецком, португальском и каталонском языках. В СССР ее песни появились на трех пластинках, одна из которых была мини-альбомом, другая синглом, а третья - сборником, в котором Рита Павоне была представлена вместе с другими известными певцами и ансамблями того времени. Также ее песни отметились в звуковом журнале "Кругозор", где в мае 1964 года (это, пожалуй, первая советская публикация, где она упоминалась), 18-летняя Павоне уже была названа "звездой".

Британская пресса, называвшая певицу "baby-faced” ("детское лицо"), тем не менее, отмечала ее необычное воздействие на аудиторию: многие англичане, скептически и высокомерно относящиеся к иностранным артистам, на концертах Павоне шмыгали носами и утирали слезы. В 1970-80-е годы певица написала много текстов к песням, сочиненных разными композиторами, которые передавали ее жизненные ощущения и иногда носили автобиографический характер. Они заметно отличаются от обычной схемы "запев - припев", это что-то вроде мини-рассказов.

Рита выросла в традиционной итальянской семье. Всего у Джованни и Марии Павоне было пятеро детей, но старший сын умер еще в раннем детстве. Рита была единственной девочкой среди них, поэтому мать следила за ней с особым усердием. Даже когда Рита стала знаменитой, Мария Павоне продолжала сопровождать дочь на гастролях и фестивалях. Иногда, особенно когда Рита была начинающей певицей, ее оберегал от неприятностей брат Карло, который старше нее на шесть лет. Впоследствии Карло Павоне даже участвовал в некоторых записях и пел дуэтом с сестрой, но артистическую карьеру продолжать не стал. До определенного времени Рита была послушной дочерью. Например, она по настоянию родителей вернулась из США в Италию, хотя у нее там были очень перспективные предложения.

Автор рок-опер и мюзиклов Эндрю Ллойд Уэббер, сочиняя музыку для своего самого знаменитого творения "Иисус Христос - суперзвезда", передал Рите Павоне одну из центральных тем будущей оперы для "создания хита". Она была записана под названием "Try it and see”. В самой опере эта тема уже с другим текстом стала "арией царя Ирода".Как самокритично и не без юмора написано в биографии "The Talismen”, выступления и записи с Ритой Павоне стали для этой английской команды "теми самыми пятнадцатью минутами славы": группа, игравшая жесткий бит, впоследствии не вписалась во внезапно появившуюся моду на психоделическую музыку и распалась.

Солистка группы "Абба" Агнета Фельтског в одном из недавних интервью назвала Риту Павоне среди своих самых любимых кумиров. Другие три имени в коротком списке главных предпочтений шведской поп-дивы - Элвис Пресли, "Битлз" и Фрэнк Синатра. Павоне еще до начала артистической карьеры хотела продолжить свое образование и поступила в Туринский технико-коммерческий институт, но потом с большим сожалением вынуждена была его бросить, поскольку должна была постоянно подрабатывать, и на учебу оставались только выходные.

После шумного и скандального триумфа Риты в Москве летом 1965 года, во время которого, как писала тогда "Нью-Йорк Таймс" "товарищи вышли из повиновения", советские власти на многие годы вперед, вплоть до горбачевских времен отказались от проведения "западных" музыкальных фестивалей в СССР. А в газете "Советская культура" в те дни появилась разгромная статья, осуждающая поведение несознательных граждан, "стиляг" и "исступленных фанатиков", устроивших в парке Горького "безобразие, длившееся довольно долго". Любопытно, что саму Риту газета пощадила, назвав ее "несомненно талантливой актрисой", и обвинив лишь в том, что она "наэлектризовала наших доморощенных "трясунов" ритмами дергающегося твиста" (теперь утверждают, что критик ошибся по незнанию - выступление Павоне было выдержано в стиле бит-музыки, которая в Советском Союзе еще не была "на слуху"). Однако, телезрители с хорошей памятью рассказывают, что спустя три года в перерыве между двумя трансляциями летней Олимпиады-1968 в Мехико, советское ТВ неожиданно показало несколько новых видеозаписей Павоне.

Российский продюсер Юрий Айзеншпис в ряде интервью говорил, что профессиональное музыкальное оборудование и инструменты для первой советской популярной бит-группы "Сокол" он купил "у музыкантов Риты Павоне" на том самом фестивале "Cantagiro-1965” .

Брак певицы с Тедди Рено в 1968 году вызвал раскол не только среди ее поклонников, но и в самом близком кругу. Часть фанатских клубов, в основном состоявших из молодых мужчин и подростков, тут же закрылись. К тому же, многие считали, что "Рено не тот человек". Положение Павоне в итальянском обществе, еще вчера носившем ее на руках, настолько ухудшилось, что молодоженам пришлось уехать в Швейцарию и принять гражданство этой страны. Ситуация осложнялась тем, что Тедди был женат, а разводы в Италии в то время были запрещены. Даже сегодня звучат мнения, что эта история губительно сказалась на артистической карьере Риты. Но, похоже, сама Павоне думает иначе: иначе чем объяснить прочность и долговечность этого союза? А может ей просто захотелось спокойной семейной жизни после годов ураганного успеха, кто знает.

Считается, эта "лав стори" стала основой многосерийного фильма "Questo nostro amore” ("Это наша любовь"), который с большим успехом прошел на канале RAI 1 в конце 2012 года. Женщину, чьи жизненные коллизии весьма напоминают ситуацию, в которую попала Рита, в фильме сыграла красавица-актриса, "Мисс Италия-1995" Анна Валле. Правда, по сценарию она не певица, а учительница, есть там и другие "страховки" от прямых аналогий. В остальном авторы фильма не сильно скрывали, чем навеян сюжет: действие происходит в родном городе Павоне - Турине в 1967-68 годах. К тому же, само название сериала полностью совпадает с одной из самых красивых и пронзительных песен Риты, а ее саундтрек является главной музыкальной темой картины. Известно также, что синьора Павоне внимательно смотрела и комментировала этот фильм.

У Риты всегда было много кличек и прозвищ, как комплементарных, так и не очень. Чаще всего обыгрывали ее маленький рост. Так в США ее называли "Small wonder” ("Маленькое чудо"), что стало затем и названием ее второго американского альбома, а также "Italian bombshell” ("Итальянская бомба"), в Англии - "Little Rita” ("Маленькая Рита"), "Baby-faced” ("Детское лицо") ,"Freckled-faced” ("Веснушчатая") и "Sparrow” ("Воробей"). А отечественные меломаны со стажем вспоминают, что ветераны войны и труда называли Павоне "хулиганкой", однако слушали ее с удовольствием. На родине к ней смолоду приклеилась кличка "Pel di carota” ("Морковные волосы", - Рита была огненно-рыжей), но теперь с уважением именуют "Piccola grande” ("Маленькая - великая"). Тем более, что скандальное, по меркам Италии 1960-х годов, замужество ей давно простили.

Образ певицы в свое время стал предметом широкой коммерческой эксплуатации: для девочек была разработана серия кукол "Рита Павоне", а для мальчиков - машинки в виде уменьшенной копии розового мощного "Ягуара", на котором она ездила в то время. Для девушек модельеры создали изящные туфли и босоножки на шпильке с аналогичным названием. Помимо этого Рита была "лицом" известных итальянских винных лейблов и других производств.

В канун 2006 года Павоне решила покинуть сцену. Этому предшествовал прощальный гастрольный тур, который длился более года. Потом певица практически удалилась от публики, но иногда принимает приглашения посетить какой-нибудь фестиваль, выставку или собрание хорошо ей знакомых фанатов. Также она изредка появляется на юбилейных шоу своих друзей-артистов и при шумной поддержке зрителей, среди которых всегда много молодежи, исполняет несколько "забойных" песен.

Поп-музыка