Во-первых, необходим базовый перечень социальных услуг, бесплатно предоставляемых нуждающимся в соцобслуживании гражданам. Это означает, что независимо от того, в каком субъекте Федерации проживает человек, он, оказавшись в тяжелой жизненной ситуации, должен рассчитывать на безусловное получение базового перечня социальных услуг. Субъекты РФ вправе этот перечень расширять, но ни в коем случае не должны сужать его.
Во-вторых, в законе должен быть изменен перечень полномочий органов государственной власти в части регулирования деятельности стационарных учреждений социального обслуживания. Необходимо разработать типовые положения о структуре, штатных нормативах, нормах питания, площади жилых помещений при предоставлении социальных услуг в организациях соцобслуживания, утвердить типовую форму договора с гражданами о предоставлении этих услуг. Норма обеспечения жителей интернатов не должна различаться в разных регионах более чем в десятки раз, как сейчас.
В-третьих, должен быть откорректирован предельный размер среднедушевого дохода граждан для предоставления права на то, чтобы социальные услуги оказывались бесплатно. Сегодня этот размер установлен на уровне одного прожиточного минимума в субъекте РФ. Но нами же в свое время был принят закон, в соответствии с которым для всех пенсионеров производится доплата до прожиточного минимума в субъекте Федерации. Это значит, что никто из них не получит права по новому проекту закона на бесплатные социальные услуги. Поэтому мы настаиваем на том, чтобы предельный размер среднедушевого дохода был поднят до двух прожиточных минимумов в субъекте РФ.
В-четвертых, законопроект должен содержать положения, определяющие социальные гарантии работников, занятых в сфере соцобслуживания.
В-пятых, целесообразно создать перечень организаций социального обслуживания и прописать его в новом федеральном законе, как это предусмотрено действующим федеральным законодательством, а не так, как это предлагает нынешний проект закона, когда перечень будут определять субъекты Федерации.
В-шестых, кроме государственных учреждений, мы допускаем к участию в социальном обслуживании населения негосударственные организации. Они будут выигрывать право на оказание услуг на конкурсной основе. Среди них будут как благотворительные, религиозные организации, так и те, кто сможет на этом деле зарабатывать деньги. Привлечение негосударственных организаций должно привести к повышению качества социальных услуг и к более рациональному использованию бюджетных средств. Но в то же время это требует серьезного государственного контроля за тем, чтобы негосударственные организации, частные лица, которые вызвались оказывать эти услуги, оказывали их не хуже, чем госучреждения, а наоборот, являли собой позитивный пример.
К нам продолжают поступать предложения по закону о соцобслуживании со стороны общественных организаций, представляющих интересы инвалидов, ветеранов, пенсионеров - тех, кого это касается в первую очередь. Поправки к закону принимаются до 10 сентября. Этот закон - тест российского общества на милосердие. Мы заинтересованы в том, чтобы активные граждане приняли участие в его обсуждении. Ждем ваших откликов.