Министерство здравоохранения КР призывает граждан воздерживаться от посещения целителей и ясновидящих. С заявлением об этом выступила глава ведомства Динара Сагинбаева. По ее словам, врачи не могут нести ответственность за здоровье людей, обращавшихся за помощью к экстрасенсам.
Не сомом единым...
Где как, а в Киргизии паранормальными способностями никого не удивишь. В бегущих строках в эфире местных телеканалов совершенно обыденно выглядят объявления "Верну удачу, любовь, бизнес и деньги". Возможно, именно поэтому я никогда не обращала особого внимания на объявления всевозможных экстрасенсов. Но недавно в местной газете в глаза бросилась реклама следующего содержания: "Маг третьего поколения, закончивший Российскую академию нетрадиционной медицины, поможет в трудных жизненных ситуациях". Признаться, впечатлило!
С жизненными проблемами пытаюсь справиться сама, если такие возникают, но тут заело любопытство. Шутка ли - увидеть мага в третьем поколении! Набрав указанный номер мобильного телефона, договорилась о встрече. И вот я на месте. Ничем не примечательная пятиэтажка в центре Бишкека. С волнением поднимаюсь на третий этаж: а ну как маг окажется ясновидящим и мысли прочтет? Звоню в дверь. Открывает мужчина лет сорока.
- Я по объявлению, - начинаю с порога, - помощь нужна очень. В жизни ничего не клеится.
Мужчина молча ведет меня в зал, где за столом восседает женщина в белом платке и перебирает четки. Как выясняется, она и есть тот самый маг с академическим дипломом. Я пытаюсь рассказать ей, почему пришла, как вдруг меня обрывает мужчина, открывший дверь. Он представляется переводчиком и объясняет, что маг по-русски не говорит. Начинаю перечислять свои мнимые проблемы.
Когда повествование окончено, маг через переводчика разъясняет, что на мне страшная порча и экстрасенсу теперь придется работать над решением моих проблем целых три ночи. Каждая оценивается в две тысячи сомов (около 40 долларов). Помимо денег мне необходимо принести два килограмма сырой баранины, три литра молока, десяток яиц, 10 церковных свечей, два литра воды и по метру красной и белой хлопчатобумажной ткани. Это, как объяснил мне переводчик, необходимо для совершения магических действий, без которых снять порчу невозможно. На сей ноте аудиенция заканчивается. Меня выпроваживают за дверь, в которую уже стучится заплаканная девушка.
Вернувшись на работу, перерыла Интернет, но координат академии, которую закончила маг, не нашла.
Брожение разума
Киргизские законодатели не первый год пытаются навести порядок на рынке услуг нетрадиционной медицины. В последний раз это было перед началом летних каникул. Депутаты предлагали ввести сертификацию магической деятельности и поправки в закон "О рекламе", запрещающие коммерческие объявления о предоставлении оккультно-мистических услуг гражданами, не имеющими дипломов целителей, выданных госорганами.
Что любопытно: в кодексе "Об административной ответственности КР" есть норма, предусматривающая наказание за лжецелительство, в виде незначительного штрафа. Однако, как утверждают официальные источники, пока ни один экстрасенс такой ответственности не понес. Тем не менее, существуют вполне реальные уголовные дела по статье "Мошенничество". Последнее возбуждено несколько дней назад Свердловским РУВД столицы. Сотрудники угрозыска задержали двух жительниц Чуйской области, которые, выдавая себя за целительниц, обманули пожилую женщину и забрали у нее крупную сумму денег.
Милиционеры не исключают, что на счету дам есть и другие факты мошенничества, так как после их задержания с аналогичными заявлениями в милицию обратились еще двое пожилых людей. Подозреваемые взяты под стражу.
Особенности психики
По мнению психолога Алины Славянской, несмотря на сообщения о разоблачении шарлатанов, люди все равно будут обращаться к различным колдунам и целителям. Во многом это вызвано необходимостью поделиться наболевшим с кем-нибудь. Иными словами, ворожеи чаще всего нужны для психологической поддержки, однако могут ли они помочь в решении реальных проблем - большой вопрос.
Другая причина - несовершенство традиционной медицины и высокие цены на лекарства. За чудом к целителям нередко обращаются родственники тяжелобольных. Причем зачастую на страждущих не действуют предупреждения ни медиков, ни духовенства, которое называет обращение к колдунам страшным грехом. Расплатой за это нередко служат не только материальные ценности, но и здоровье близкого человека.
Слова психолога подтверждают медики. Глава минздрава Динара Сагинбаева утверждает, что в течение последних лет в Киргизии возросло число граждан, обратившихся за помощью в больницы после посещения народных целителей и экстрасенсов. "Лечить и перелечивать таких пациентов, как правило, оказывается слишком поздно, - заявила она. - В таких случаях медицинские работники не могут нести ответственность за здоровье граждан. Последние сами должны относиться к нему бережнее, как к своему самому главному жизненному капиталу".
По словам Динары Сагинбаевой, властям необходимо вести разъяснительную работу с населением, а также заняться повышением качества образования. Министр признается, что уровень подготовки выпускников медицинских вузов и кафедр местных университетов снижается. Однако минздрав не имеет полномочий контролировать или корректировать образовательные программы. Ситуацию, как полагает Динара Сагинбаева, можно было бы исправить, закрыв все вузы, выпускающие врачей, за исключением Киргизской государственной медакадемии.
Кадыр Маликов, руководитель аналитического центра "Религия, право и политика":
- Я когда-то уже предлагал ввести обязательную аккредитацию и лицензирование нетрадиционных медиков. Предполагалось, что оценивать целительские способности должны врачи, служители духовных управлений и другие специалисты. Тех же, кто будет работать без соответствующих документов, необходимо привлекать к административной ответственности.
Некоторые эксперты полагают, что доказать прямую связь между неквалифицированной медицинской помощью и осложнившейся болезнью непросто. Возможно, именно поэтому в министерстве здравоохранения Киргизии инициативу лицензировать целителей не поддерживают. Проблема в том, что до сих пор в КР нет четких критериев, определяющих пользу или вред от народных методов лечения того или иного пациента.