Три звездочки в рейтингах, сопровождающих рецензии критиков в английских газетах, единодушно выделили акулы пера "Лебединому озеру" с Светланой Захаровой, открывавшему гастроли. Любая другая труппа, включая собственный Королевский балет Великобритании, сочла бы такое единодушие за честь. Но не Большой театр: за последние десять лет это его пятый сезон в Лондоне, и каждый все выше и выше поднимал градус восторга зрителей и критиков, трижды труппа была признана лучшим зарубежным коллективом сезона, выступавшим в стране.
Эпоха 1990-х, когда оценки Большого колебались между одной и двумя звездами, уже основательно забыта. Правда, московское "Лебединое озеро" принадлежит Юрию Григоровичу, а его английские рецензенты не любят с остервенением, достойным подсудимого на Нюрнбергском процессе. Так что язвительные описания люстр, которые свисают над озером, и костюмов пожухших тонов - шутки с полувековой бородой. Представители Большого театра к ним привыкли, а публика голосует ногами - билеты на этот балет, который планируется показать рекордные восемь раз, были распроданы одними из первых.
Большой театр вообще обладает уникальным даром собирать кассу в Лондоне. Вероятно, это связано с тем, что этот город считается первооткрывателем бренда The Bolshoi для всего западного мира - здесь в 1956 году состоялся давно вошедший в легенду зарубежный дебют театра. Лондон по-прежнему гордится этим фактом, и в день открытия гастролей в кассах оставались билеты только на "Драгоценности", балет американского классика Джорджа Баланчина, который не только никак не связан с московской традицией, но еще и имеется в исполнении Королевского балета, а британцы и в балете остаются патриотами.
Этот спектакль заменил первоначально объявленные "Классическую симфонию" Юрия Посохова и "Весну священную" в версии Уэйна Макгрегора. От сотрудничества британца с московской труппой ждали сенсации и еще до премьеры вставили балет в программу гастролей, но хореограф не рискнул приехать в Москву после февральских событий (нападения на худрука балета Большого, Сергея Филина, - Ред.).
В репертуаре гастролей также классические "Баядерка" и "Спящая красавица" (в редакции Григоровича), неоднократно бывавшие в Лондоне, но впервые приехавшие в обновленном оформлении. Гвоздем программы, вероятно, станет "Пламя Парижа". Этот легендарный советский блокбастер о Великой французской революции пять лет назад был заново переосмыслен Алексеем Ратманским, которого Лондон ценит и недавно зазвал на постановку в Королевский балет.
И все же главная приманка здесь - Наталья Осипова и Иван Васильев. Эти звезды начали свою феноменальную карьеру именно на лондонских гастролях Большого театра. К тому же с будущего сезона Осипова становится ведущей балериной Королевского балета. Но особо интригует само однодневное воссоединение бывших звезд Большого со своим родным коллективом.
Нынешней весной Осипова и Васильев практически в одиночку превратили в фейерверк лондонские гастроли Михайловского театра. Благодаря этому именно петербуржцы сейчас кажутся главными претендентами на ежегодную награду британских критиков как лучшая гастролирующая компания. Большой же встречен тоннами макулатуры, воспроизводящими криминальную хронику околотеатральной жизни труппы последних месяцев.
Даже ведущий профессиональный журнал страны Dancing Times не удержался от возможности посмаковать ее перипетии. Однако Виктор и Лилиан Хоххаузеры, ровно полвека представляющие The Bolshoi в Лондоне, сделали ставку на звезд (кроме Захаровой в гастролях участвуют Мария Александрова, Дэвид Холберг, Екатерина Крысанова, Евгения Образцова, юная Ольга Смирнова) и самые парадные спектакли театра.
Никто в мире не может воспроизвести эту роскошную помпезность, так естественно смотрящуюся именно в столице королевства Великобритания, с большей непринужденностью, чем москвичи.