Как же сэкономить на коммунальных услугах? Об этом узнал корреспондент "РГ".
1 Способ привычный
Требовать перерасчета за время отсутствия есть смысл лишь тем, у кого в квартире нет индивидуальных приборов учета воды и газа. Если счетчики есть, хозяева экономят автоматически: нет расхода - нет оплаты. Но квартирными приборами учета оборудовано всего 60% жилого фонда Москвы. Перерасчет производится, если жильцы отсутствовали в квартире более 5 дней. Причем, если одна половина большой и дружной семьи уехала на дачу, а вторая осталась в Москве, коммуналку семье все равно пересчитают и уменьшат. Надо только в течение 30 дней после возвращения предоставить подтверждающий документ - справку из садоводческого товарищества или больницы, билет на поезд или самолет, счет за проживание в гостинице и пр.
Пресс-секретарь центра координации ГУИС г. Москвы Галина Метелица подсказывает, на что следует обратить внимание: "Сейчас многие предпочитают пользоваться электронными билетами, распечатанными на обычном листе бумаги. Они документами для перерасчета не являются - никаких отметок в аэропорту на электронном билете не ставят, значит, нет гарантии, что человек по нему вылетел. В таком случае в ГУИС надо принести посадочный талон, который многие выбрасывают, едва сойдя с самолета". Пересчитают коммунальные платежи в течение 5 дней после предоставления документов.
2 Для предусмотрительных
О своем отсутствии сотрудников ГУИС можно уведомить заранее, написав заявление до отъезда. Стоимость воды, канализации и газа пересчитают в соответствии с указанным в заявлении сроком отсутствия хозяев. Однако если они за 30 дней после возвращения не предоставят подтверждающих документов, в следующем месяце все сэкономленное придется вернуть.
Москвичи пока только пробуют этот способ перерасчета. Многие считают его менее удобным, поскольку в ГУИС надо приходить дважды - сначала с заявлением, потом с подтверждающими документами. Но и экономите вы сразу же в этом же месяце, а не в следующем. "Летом за перерасчётом коммунальных платежей к нам обращаются до 3 тыс. человек, - рассказала "РГ" замруководителя ГУИС "Хамовники" Екатерина Кондратьева. - Треть - с заявлениями о перерасчете до отъезда".
3 Для педантичных
Перерасчет можно получить и по справке из управляющей компании. Надо вызвать оттуда сотрудника, который опломбирует запорные арматуры на трубах и выдаст хозяевам документ об этом". По возвращении, правда, мастера нужно будет звать снова для распломбировки и составления акта о сохранности пломб. Потом управляющая компания или сами хозяева (это зависит от того, как организована работа УК) должны передать оба документа в ГУИС. Казалось бы, не самый "энергосберегающий" способ перерасчета. Однако поклонники есть и у него - преимущественно среди пенсионеров, проводящих все лето на даче. Им важны не только экономия, но и уверенность в том, что в их отсутствие в квартире не прорвет трубу и не произойдет утечки газа. Они все равно перекрывают все вентили, уезжая из дома.
Несмотря на то, что ГУИСы созданы в каждом районе Москвы и расположены рядом с транспортом, некоторые граждане туда не ходят и производят перерасчеты самостоятельно. Скажем, семья после отпуска оплатила 50% стоимости услуг ЖКХ, поделив выставленную в платежном документе цифру пополам. "Делать так ни в коем случае нельзя, - предостерегает Екатерина Кондратьева. - Во-первых, перерасчету на период отсутствия хозяев подлежат только водоснабжение, водоотведение и газ, все прочие услуги оплачиваются в полном объеме, так что наполовину общая сумма не уменьшится. А во-вторых, платежи населения распределяются по поставщикам услуг автоматически и в том объеме, который отражен в квитанции". Потому при самовольных перерасчетах гражданин столь же автоматически переходит в разряд должников, о чем ему напомнят в следующей платежке.
И еще об одном нюансе напоминают москвичам в центре координации ГУИС. Сейчас в городе проходят плановые отключения горячей воды, за которые тоже положен перерасчет. Но в некоторых районах плановые отключения не подразумевают отсутствия в кране воды - она продолжает течь, хотя и не греется. И людям подсознательно кажется, что холодная вода из горячего крана все равно комфортнее и теплее. А потом приходит платежка без перерасчета и граждане начинают обрывать телефоны коммунальных организаций: "Почему?!" "Потому что автоматика температуры не чувствует и считает, что раз вы пользовались горячим краном, значит, воду вам и не отключали", - объясняет Галина Метелица.
Кстати
Система единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ), которая доводит коммунальные платежи жителей до поставщиков услуг, обслуживает 85% жилых домов, или порядка 3,7 млн лицевых счетов москвичей. Жители оставшихся 15% жилого фонда предпочитают иные формы расчета с поставщиками - чаще всего управляющие организации этих домов самостоятельно "дробят" платежи населения на части и перечисляют их в ресурсоснабжающие организации. На ЕИРЦ москвичи практически не жалуются, настолько прозрачна их деятельность. А вот когда финансовые потоки полностью сосредоточены в руках управляющих компаний, начинаются жалобы то на завышенные тарифы, то на несвоевременное перечисление денег ресурсникам. В подобных жалобах сейчас тонет Подмосковье, где система ЕИРЦ только начинает внедряться.