01.08.2013 00:05
Культура

Рита Павоне: Я не могла вытеснить "Битлз"

Звезда рок-н-ролла Рита Павоне - о Москве 1965-го
Текст:  Олег Галицких
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №168 (6144)
Рита Павоне - певица, актриса и, без сомнения, одна из самых ярких звезд итальянской поп-сцены за последние полвека. В 1960-1970-е годы ее гастроли по Европе, США, Канаде и Латинской Америке были триумфальными: выступления в Карнеги-холле, Палладиуме и в Олимпии, участие в течение 6 лет в шоу Эда Салливана, знакомство с Элвисом Пресли, сотрудничество и дружба с Четом Аткинсом, съемки в кино. Пожалуй, никто из ее соотечественников, коллег по жанру, не подбирался так близко к статусу мегазвезды.
Читать на сайте RG.RU

Синьора Павоне, хотелось бы начать вот с какого вопроса... В этом году Первый канал российского телевидения сделал неожиданный ход: показал в прямом эфире все вечера фестиваля "Сан-Ремо". И вы знаете, судя по отзывам, многие люди были разочарованы: они говорили, что итальянская песня изменилась, она стала безликой и скучной. Интересно, а что вы можете сказать о "Сан-Ремо-2013"? Прежде всего как итальянская певица, имевшая большой успех в мире.

Рита Павоне: В последние 10 лет организаторы фестиваля питают надежду возродить былую славу этого старейшего итальянского шоу, которое было популярно в мире более 50 лет. Однако это в прошлом, а сейчас они пытаются разыграть "карту обновления", а точнее, "омоложения Сан-Ремо", подбирая молодых артистов из пула андерграундной музыки. Вообще-то некоторые из этих ребят очень хороши, ваши зрители видели, конечно, удивительного Марко Менгони, нынешнего победителя "Сан-Ремо". Но есть такая итальянская поговорка - "Одна ласточка не делает весны".

Вот так жестко...

Павоне: Потому что это говорю я, Рита Павоне, которая все это хорошо знает и которая прошла все, начиная с конкурса юных талантов. Я имею в виду "Турнир неизвестных", который считается колыбелью всех звезд, появлявшихся в Италии с начала 1960-х и на протяжении 40 лет. Я победила на самом первом фестивале, и было это 1 сентября 1962 года.

Тогда мне только исполнилось семнадцать, но я вовсе не была новичком! Начала работать, когда мне было 9 лет, и, как это было у "Битлз", мои первые выступления проходили в таких местах, что назвать их ужасающими - ну, это просто преуменьшение. Но это было время большой учебы! И есть еще один фактор, который я считаю чрезвычайно важным. Сегодня, кажется, больше не существует певцов-интерпретаторов, кругом только поющие композиторы. И поэтому мы слышим обычно посредственное исполнение, лишенное всякой оригинальности.

Я пользуюсь возможностью, чтобы дать совет организаторам этого фестиваля. Если они желают снова сделать это шоу международным, то в дополнение к молодым артистам, известным в Италии, но совершенно неизвестным за границей, организаторы должны позаботиться о присутствии тех итальянцев, которые имеют популярность за рубежом. Это может гарантировать успех шоу в других странах.

Ваш первый успех в сентябре 1962 года удивительным образом совпал с первым успехом уже упомянутых "битлов". А потом некоторые американские журналы писали даже, что вы можете догнать "Битлз".

Павоне: Сначала уточню, один заголовок звучал так: "Рита Павоне: заменит ли она "Битлз"?" (Rita Pavone: Will she replace The Beatles?) Я могла вытеснить "Битлз"? Ну, конечно, нет! Я просто знала, и это льстило мне, что человеком, который любил "Битлз" и поддерживал их в США, был Эд Салливан. И это был тот же самый человек, который любил и поддерживал в равной степени Риту Павоне.

Кажется, вы были в России только один раз, еще в советское время, в 1965 году, на фестивале Cantagiro. Что вы помните об этой поездке?

Павоне: Это не совсем так, я была в России дважды: вторая поездка пришлась на конец 1990-х. А впервые я ступила на русскую землю действительно во время фестиваля Cantagiro. И на нем я победила. Это был первый масштабный международный фестивальный тур с участием лучших итальянских певцов и групп. А тот день в Москве - просто вихрь сюрпризов! Как только самолет приземлился, я встретила в аэропорту великого бразильского футболиста Пеле. Наши объятия были увековечены сотнями фотокамер. Отличное начало, это было красиво!

Вечером парк Горького был заполнен до отказа, хотя шел сильный дождь. Телекамеры были укрыты пластиковыми накидками, а многие люди пришли с зонтиками всех цветов. Но большинство вообще не имели никакой защиты от ливня, однако они, казалось, совершенно этого не замечали.

Я была хорошо известна в странах, по которым проходил тур, но эта популярность держалась за счет моего постоянного присутствия на телевидении и в национальных хит-парадах. Однако здесь был не тот случай. Тем не менее как только ведущий объявил мое имя, раздался рев. И я удивленно сказала своей коллеге: "Ничего себе! Они меня знают!" Когда вышла на сцену, рев публики уже напоминал океанский прибой. А что творилось после выступления!

Затем пришел момент голосования. Советское жюри, игнорируя симпатии публики, дало мне неадекватно низкую оценку. И тут наступил хаос. Люди начали кричать, свистеть, казалось, вот-вот и они нападут на членов жюри. Итальянские журналисты, а они были в комнате для прессы, вместе с советской телевизионной командой, которая вела вещание в прямом эфире, побежали посмотреть, что это за шум такой.

Между тем публика начала скандировать мое имя, требуя выхода на бис. А это не было предусмотрено правилами шоу. Тогда один из членов жюри вышел к краю сцены и попытался заставить их замолчать, делая какие-то авторитарные повелительные жесты. Но это было невозможно, его попытки были встречены оглушающим протяжным гулом "у-у-у!". Это была маленькая революция, и я осознала, что невольная ее причина - я. Попытались было вместо меня вывести на сцену другого певца, но его освистали. Наконец приехал Эцио Радаэлли, организатор Cantagiro, и... начал умолять меня выйти и повторить свой "кусок", чтобы успокоить публику и дать возможность продолжить программу. Я снова вышла на сцену и была встречена шквалом оваций. (Интересно, что рассказ Павоне об этом случае практически полностью совпадает с репортажем из Москвы, опубликованном 3 июля 1965 года в газете "Нью-Йорк таймс". - О.Г.) Помню, что когда я пела свой хит Lui ("Он"), люди танцевали под сценой, не обращая внимания на проливной дождь и гром. Все они были насквозь мокрые, но казались ужасно счастливыми. Эту картину я ношу в своем сердце всегда.

Рита, а кто произвел на вас наибольшее впечатление? Вы ведь работали просто с культовыми фигурами - Эдом Салливаном и Четом Аткинсом, выступали в одних программах с Эллой Фицджеральд, Дюком Эллингтоном, группой Beach Boys и многими другими.

Павоне: Все они были людьми действительно выдающимися, и в то же время - полными простоты. Поскольку вы в теме, то наверняка видели выражение моего лица в одном из эпизодов шоу Эда Салливана, когда легендарная Элла Фицджеральд (она там выступала вместе с Дюком Эллингтоном) подошла ко мне и попросила, чтобы я подписала свою фотографию для ее сына Филипа. Это была сказка! А Чет Аткинс? Великий музыкант и человек необычайной доброты. Но самая важная из тех встреч - это парень в больших желтых очках Ray Ban, Элвис Пресли. Мы познакомились на совещании в офисе RCA Victor в Нэшвилле (оба артиста в то время записывались в студиях этой компании. - О.Г.) Элвис также презентовал мне свой портрет с дарственной надписью, который я и сейчас бережно храню в своем доме в Швейцарии.

Как-то вы сказали, что хотите записать альбом, состоящий из различных песен, которые по каким-то причинам не могли записать раньше. Эта идея осталась?

Павоне: Видите ли, для меня возраст - просто статистический факт. Но энергия... Думаю, в этот самый момент уже нахожусь на пределе своего потенциала. И, может, в этой верхней точке и появилась идея вернуться к записям. Но если это произойдет, то это будет нечто совсем другое. Сюрпризы для тех, кто знает Риту Павоне. Да, я надеюсь, что смогу осуществить эту мечту, которая лежит в "ящике" моего сердца так долго. Слишком долго. Когда? Пока точно не скажу. Но я надеюсь, очень скоро. В самом деле, очень скоро!

Рок