Такие предложения содержатся в проекте поправок к закону о естественных монополиях. Они размещены на сайте министерства.
Кроме того, министерство предлагает ввести в закон новую статью о регулировании инвестиционной деятельности монополий. Она затронет расходы, которые исчисляются сотнями миллиардов рублей. В 2014 году на реализацию законопроекта потребуется 71,5 миллиона рублей, и почти столько же - в 2015-2016 годах, говорится в пояснительной записке к проекту документа. Взамен обещаны предсказуемое тарифное регулирование, защита интересов потребителей услуг.
Федеральный орган будет регулировать ценовую политику естественных монополий, вести их реестр, осуществлять надзор за деятельностью монополий, заниматься досудебным разрешением споров. А также выдавать монополистам обязательные для исполнения предписания. Новый орган предлагается создать в результате слияния Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Федеральной службы по тарифам (ФСТ), ссылается информагентство "Прайм" на источник в министерстве.
К идее создать спецорган для регулирования деятельности естественных монополий эксперты "РГ" отнеслись скептически. Все вопросы можно решать и при действующей системе, на площадках ФАС, ФСТ, минэкономразвития, считает замгендиректора межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. Создание дополнительных инстанций не поможет сдержать тарифы монополий, поддерживает его главный экономист Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов.
"Проблема по регулированию цен на продукты естественных монополий вовсе не в том, что нет людей, которые ими занимаются, - объясняет он. - А в том, что статистика и отчетность монополий до сих пор остаются "черным ящиком". А значит, нельзя и понять, как они рассчитывают свои расходы. Воздействовать на монополии можно через представителей государства в советах директоров компаний, рассуждает Миронов. Правда, сейчас для представителей государства это не основная работа, уточняет эксперт. Лучше было бы использовать в таком качестве нанятых высококвалифицированных и оплачиваемых нанятых специалистов. Это позволило бы сделать так, чтобы монополии проводили интересы государства, а не только получали от него поддержку, считает Миронов.
В то же время должны быть инструменты контроля, которые позволят оценить, применяют ли монополии при реализации инвестпрограмм лучшие технологии, насколько эффективно они распоряжаются деньгами, продолжает Симачев. Они распоряжаются огромными деньгами, но, по большому счету, это ведь средства государства, граждан, бизнеса. Установление порядка по контролю инвестпрограмм в этом плане хорошая мера, одобряет Симачев: "Есть шанс на некоторую предсказуемость, повышение эффективности".
На монополии приходится около четверти всех инвестиций в основной капитал, это примерно 5-6 процентов от ВВП, рассчитал Миронов. Главным фактором для снижения тарифов естественных монополий должна быть конкуренция, говорит он. Например, можно было бы постепенно демонополизировать рынок газа. В свое время, напоминает эксперт, шла речь о допуске на рынок независимых производителей, напоминает Миронов. Но она была фактически сведена на нет. Видимо, есть смысл вернуться к этой идее, создать двух крупных продавцов, которые выступали бы "единым фронтом" на внешнем рынке, но конкурировали внутри страны, предлагает эксперт.