И вот, наконец, очередь дошла до сферы, которая сама по себе ассоциируется с такими понятиями, как "инфраструктура России", "стратегическая отрасль", "экономический гигант". Мы стоим на пороге глобальной модернизации российских железных дорог. Уникальность ситуации в том, что, с одной стороны, эта модернизация назрела, а с другой - ОАО "РЖД" подходит к этому процессу полностью мобилизованным, с улучшенной за последние годы управляемостью под руководством главы компании Владимира Якунина.
ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) - системообразующая компания, которая вносит наибольший вклад в ВВП России: в 2012 году доля ОАО "РЖД" в ВВП страны составила порядка 1,7%, а после модернизации железных дорог она существенно вырастет. Это крупнейший работодатель страны - в компаниях холдинга трудятся около миллиона человек. Для сравнения: в другом нашем "национальном достоянии" - "Газпроме" - работает в два раза меньше сотрудников, а в крупнейшей нефтяной компании России - "Роснефти" - в 6 раз меньше, чем в РЖД. Момент для интенсивной модернизации железных дорог выбран долгожданный.
Ключевая задача, стоящая сейчас перед ОАО "РЖД", - снятие инфраструктурных ограничений ("узких мест"). Значительная часть российских путей загружена на уровне 75% пропускной способности и выше, что не дает возможности нарастить перевозки. Для сравнения - протяженность железных дорог в США почти в два раза больше, чем в России, а в обеих странах по дорогам перевозится сопоставимое количество грузов. Особенно перегружено дальневосточное направление. В 2012 году уровень перевозок внешнеторговых грузов через порты Дальнего Востока возрос по сравнению с 2011 годом на 7,1%. Грузооборот в направлении дальневосточных портов стал максимальным за все время существования Транссиба.
На повестке дня и создание грузового железнодорожного коридора Дальний Восток - Европа. В ближайшие годы ожидается существенный рост трансъевразийского грузового потока. Выделенный грузовой коридор даст возможность напрямую соединить Европу и Азию и создать конкурентный по отношению к морскому транспорту маршрут для азиатских товаров.
В Вене 5 июля участники четырехстороннего партнерства Breitspur Planungsgesellschaft mbH (железные дороги России, Словакии, Австрии и Украины) объявили о следующем шаге по реализации трансконтинентального железнодорожного коридора - строительстве выделенной грузовой магистрали через Словакию до Вены. По словам Владимира Якунина, после реализации проекта время доставки грузов из Азии в Европу сократится вдвое.
На совещании у президента Владимира Путина 26 июля было принято решение вложить в модернизацию Транссиба и БАМа до 2018 года 562 млрд рублей. Инвестиции позволят существенно нарастить поток грузов в восточном направлении, следующих преимущественно через порты и погранпереходы региона.
По словам главы РЖД Владимира Якунина, прибыль от реализации этих инвестиций получат как российская экономика в целом, так и социальная сфера регионов. По оценкам экспертов, ожидаемые поступления доходов в бюджеты всех уровней от создания новых производств, появившихся благодаря расширившимся возможностям перевозки грузов, в два раза превысят объем бюджетных инвестиций на расшивку "узких мест".
Развитие инфраструктуры РЖД скажется не только на увеличении грузооборота. Другое высокотехнологичное направление - развитие высокоскоростных магистралей (ВСМ) - напрямую затронет россиян в их обычной жизни и скажется на экономическом укладе. С повышением мобильности населения растет его уровень жизни, люди могут найти более высокооплачиваемую работу дальше от дома. К примеру, подсчитано, что развитие транспортной доступности в Москве и области до уровня развитых стран Европы почти вдвое поднимет зарплаты жителей на периферии московской агломерации.
В мире признано, что будущее пассажирских перевозок на расстояние до тысячи километров - за высокоскоростными магистралями, по которым поезда движутся со скоростями 200-400 км в час. Именно вдоль ВСМ в Европе и Японии концентрируются центры высоких технологий и наукограды. Повышение транспортной доступности дает импульс развитию деловой и исследовательской активности.
Проекты развития скоростного и высокоскоростного движения в России реализуются с 2009 года. Модернизация существующих путей позволила железнодорожникам организовать скоростное и высокоскоростное движение в восьми субъектах Федерации. За годы эксплуатации поездами "Сапсан", "Аллегро" и "Ласточка" были перевезены более 11,5 млн пассажиров.
Недавно научно-технический совет ОАО "РЖД" предварительно одобрил проекты скоростных транспортных коридоров по проектам ВСМ Москва - Казань - Екатеринбург и Москва - Ростов-на-Дону - Адлер. Предполагается, что первым будет реализован проект строительства участка между Москвой и Казанью. К концу следующего года должны быть завершены проектные работы, а через четыре года по дороге пойдут первые поезда со скоростью до 400 км в час. В систему высокоскоростного сообщения будут интегрированы скоростные маршруты, которые соединят линию ВСМ с близрасположенными региональными центрами. Особенно важно, что на дороге предусмотрено разделение пассажирского и грузового движения. Освободившиеся мощности существующих железнодорожных линий будут задействованы для наращивания пригородного сообщения и объемов грузоперевозок.
По масштабу реализуемых перспективных проектов РЖД сегодня резко выделяется на фоне других глобальных российских компаний и отраслей экономики, что дает надежды на ускоренное развитие страны. Транспортную инфраструктуру называют локомотивом экономического роста, для железных дорог эта метафора имеет особо значимый смысл.