02.08.2013 00:43
Экономика

Самое дешевое шампанское в России будет стоить 115 рублей

Шампанское дешевле 115 рублей и вино дешевле 75 рублей запретят продавать
Текст:  Елена Домчева
Российская газета - Федеральный выпуск: №169 (6145)
Уже осенью этого года в законе может появиться норма, по которой шампанское в магазине не купишь дешевле 115 рублей. А в следующем году ценники могут быть переписаны еще раз - это будет зависеть от того, каким окажется урожай винограда, рассказал "РГ" президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.
Читать на сайте RG.RU

Минимальная цена, считает он, должна быть установлена и на так называемые "тихие" вина - не менее 100 рублей за литр. Тогда бутылка самого дешевого вина объемом 0,75 литра будет обходиться в 75 рублей.

Впрочем, это все-таки более отдаленная перспектива, признает Попович. Пока надо принципиально решить вопрос по цене шампанского, "застолбив" цену в 115 рублей. А уж потом двигаться дальше. С виноградарями и виноделами, а также их сторонниками категорически не согласны в минэкономразвития. Дебаты вокруг цены игристого напитка, видимо, будут бурными. И у каждой стороны этого спора - свои веские аргументы.

Сегодня, напомним, минимальные цены установлены только на алкоголь крепче 28 градусов и этиловый спирт. А вот шампанское можно найти на полках магазинов и за 100, и за 80 рублей, сокрушается Попович. Но это неправильно. Настоящим качественным шампанским продаваемый по такой цене напиток назвать нельзя, предупреждает он. Цену в 115 рублей Попович считает вполне адекватной. И при этом оговаривается, что хорошее игристое вино вообще не должно в рознице стоить дешевле 150 рублей. Такая цена складывается из минимальной себестоимости плюс пять процентов наценки (эта та необходимая норма, благодаря которой живет производитель), объясняет эксперт. И замечает, что если кто-то продает продукцию дешевле, чем российское предприятие с огромными виноградниками и фактически самым дешевым сырьем, то это откровенный демпинг. "Кроме того, это говорит о низком качестве продукции или каких-то нарушениях при производстве. Если государственные органы эту "химию" не находят - в силу отсутствия времени или возможности, - тогда просто необходимо ставить барьер в виде минимальной цены", - рассуждает он. Когда же вполне качественный продукт и суррогат будут стоить одних и тех же денег, люди перестанут покупать некачественные напитки, постепенно они уйдут с рынка. Либо хотя бы сменят этикетку, и тогда потребитель сможет выбирать: покупает ли он шампанское или какой-то напиток под неизвестным названием.

В России потребляется 1,1 миллиарда литров вина в год, из них 300 миллионов - игристые вина

Не вполне понятно, каким образом введение минимальной цены на игристые вина и шампанское обезопасит покупателей от некачественных напитков, недоумевает директор департамента оценки регулирующего воздействия минэкономразвития Вадим Живулин. "Федеральные органы исполнительной власти и так обладают достаточными полномочиями и рычагами для осуществления надлежащего контроля за легальностью и качеством алкогольной продукции", - напоминает он. Легальность оборота подтверждается наличием лицензии (выдается Росалкогольрегулированием), легальность производства - федеральными специальными и акцизными марками, в стране функционирует Единая государственная автоматизированная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), перечисляет Живулин. Вот и надо пользоваться этими рычагами. А установление минимальной планки приведет лишь к выравниванию цен на поставки контрафактного и легально произведенного игристого вина для розничной продажи. "В итоге у недобросовестных производителей и импортеров увеличится норма прибыли, которую они гарантированно получат при реализации своей продукции, - говорит Живулин. - Раньше при себестоимости производства 40-50 рублей и продаже в розничной сети за 60-70 рублей чистая прибыль с одной бутылки составляла около 12-15 рублей. В случае установления минимальной цены, к примеру, в 100 рублей, она увеличится в разы. При этом производители "настоящего" шампанского такую прибыль получить не смогут, либо будут вынуждены увеличивать отпускную цену". Магазины и торговые сети продолжат приобретать продукцию у недобросовестных производителей по цене, ниже установленной, а часть денег может возвращаться магазинам от таких производителей через "черные схемы".

Увеличение цены приведет к размыванию границ между нижним и средним ценовым сегментом, называет еще один аргумент Живулин. Сегодня, говорит он, зачастую именно цена для потребителя является индикатором качества продукта, а если ценники выровнять, то ценовой сигнал для покупателя будет ложным.

"Если пойти по пути установления минимальной цены на шампанское, может быть создан абсурдный прецедент, - говорит Живулин. - На него в дальнейшем будут ссылаться производители других товаров, предлагая бороться с контрафактом путем установления минимальной цены - продукты питания, одежда и так далее. К примеру, предлагая установить минимальные цены на сосиски или кроссовки".

Так что чем кончится дело, и придется ли вскоре любителям игристого вина смириться с повышением цен, неизвестно.

Товары и цены