"Актуальность предлагаемых изменений в законодательство обусловлена необходимостью улучшения правового регулирования взаимоотношений участников перевозочного процесса в целях повышения эффективности работы железнодорожного транспорта. Предлагаемые изменения позволят обеспечить выполнение одной из главных задач железнодорожного транспорта - своевременное и бесперебойное обеспечение потребностей экономики в перевозках", - говорится в распоряжении правительства.
Сегодня в законе об уставе железнодорожного транспорта отсутствуют положения, обязывающие владельцев вагонов оплачивать занятие путей общего пользования свыше нормативного времени. В связи с этим они фактически превращаются в бесплатные парковочные места, на которых порожний вагон может находиться неопределённое время в ожидании наиболее выгодного груза. Занятие инфраструктуры вагонами, не участвующими в перевозочном процессе, способствует созданию искусственного дефицита провозных мощностей, появлению "узких мест".
Законопроект закрепляет принцип платности занятия инфраструктуры общего пользования сверх нормативного времени и усиливает ответственность пользователей услугами железнодорожного транспорта за обеспечение своевременной уборки с путей общего пользования порожних вагонов после выгрузки. Указанные нормы будут стимулировать участников перевозочного процесса эффективно использовать потенциал инфраструктуры и подвижного состава, полагают авторы документа.
Реализация инициативы по закреплению принципа платности нахождения вагонов на инфраструктуре общего пользования - это однозначно положительный момент, уверен Илья Терешко, руководитель отдела комплексных исследований Института проблем естественных монополий (ИПЕМ):
- За последние 10 лет в связи с изменением структуры собственности на грузовые вагоны в некоторой степени произошло изменение системы пользования инфраструктурой железнодорожного транспорта. Фактически сейчас мы имеем инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования и множество пользователей в лице владельцев вагонов, размещающих порожние вагоны на сети, руководствуясь каждый своими коммерческими интересами. По данным ИПЕМ, сейчас на сети железных дорог в любой момент времени находится около 230 тыс. вагонов, не задействованных в перевозочном процессе. Очень часто такие вагоны мешают беспрепятственной перевозке груженых и других порожних вагонов. Для решения проблемы наряду с нормативным закреплением принципа платности нахождения вагонов на инфраструктуре общего пользования необходимо наделить владельца инфраструктуры правом, а за перевозчиком закрепить обязанность по перемещению порожних вагонов, нахождение которых на инфраструктуре оказывает негативное влияние на перевозочный процесс, на станции, включенные в перечень станций для отстоя подвижного состава.
Также законопроект предлагает урегулировать взаимодействие организации железнодорожного транспорта, определённой в качестве единственного исполнителя по выполнению воинских перевозок, по вопросам передачи железнодорожного подвижного состава и контейнеров с перевозчиками, операторами железнодорожного подвижного состава и контейнеров, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, иными физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, имеющих железнодорожный подвижной состав и контейнеры на праве собственности или ином праве. В частности, документом предусмотрено, что по решению правительства РФ железнодорожный подвижной состав, контейнеры могут быть изъяты у перевозчиков, операторов, иных владельцев на любой период времени, в который возникает угроза социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности или другие случаи угроз РФ, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Кроме того, законопроект вводит в ФЗ о железнодорожном транспорте понятие "оператор железнодорожного подвижного состава", которое учитывает сложившуюся практику деятельности операторов железнодорожного подвижного состава. Данное изменение обусловлено тем, что уже сформирован рынок услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава под перевозки грузов. Однако отсутствие чёткой регламентации деятельности операторов и требований к операторам на практике не позволяет провести чёткую грань между оператором - профессиональным участником данного рынка и просто собственником вагона, который фактически не участвует в перевозочном процессе и деятельность которого зачастую сводится к передаче в аренду принадлежащих ему вагонов.
В целом принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит создать механизмы для оптимизации перевозочного процесса и решить наиболее чувствительные для отрасли проблемы, полагают в правительстве.