Нынешний поход в условную географическую точку, где сходятся все меридианы Земли, стал двадцатым для атомного ледокола "50 лет Победы". И - одновременно - сотым рейсом надводного корабля, когда-либо пробивавшегося в эту арктическую даль. А первым Северного полюса достиг советский атомный ледокол "Арктика", чем мы по праву можем гордиться. Это произошло 17 августа 1977 года и стало рубежной вехой в развитии судоходства в этой труднодоступной части Мирового океана.
Капитаном на "Арктике" тогда был Юрий Кучиев. Атомоходом "50 лет Победы" в юбилейном рейсе командует Дмитрий Лобусов, и лично для него это уже одиннадцатый поход к Северному полюсу и обратно. "50 лет Победы" - самый новый (введен в эксплуатацию в 2007 году) из находящихся в строю российских атомоходов, и туристы на нем, понятное дело, чувствуют себя комфортнее, чем на ледоколе "Ямал" 1992 года постройки, который совершил к макушке Земли рекордное количество рейсов - 46. Чаще всего на его капитанском мостике был Александр Лембрик - 22 похода на Северный полюс. Четырнадцать раз "Ямал" ходил туда под командованием Станислава Румянцева, и 11 раз капитаном назначался Андрей Смирнов. Но абсолютный рекорд поставила мурманчанка Ирина Михайлова - в должности официанта она побывала на Северном полюсе 65 раз!
Эту статистику собрали и сделали публичным достоянием в пресс-службе "Росатомфлота", который с недавних пор входит в контур управления госкорпорации "Росатом". У мощных ледоколов с ядерными энергетическими установками, как известно, всегда была работа в высоких широтах Арктики и на Северном морском пути. В последние годы объем таких задач возрастает. Но с начала 90-х до начала 2000-х, когда атомный ледокольный флот остался без крупных государственных заказов и был вынужден попросту выживать, рейсы с туристами на Северный полюс стали той спасительной соломинкой, за которую ухватились. И дело пошло - несмотря на изначальный пессимизм профессионалов и критику со стороны: "Страна зачем атомоходы строила? Чтобы толстосумов на них катать?!". Эмоциональная пена постепенно спала, уступив место экономическому расчету.
Первый круиз к Северному полюсу совершил атомный ледокол "Россия" в 1990 году. С тех пор, по словам пресс-секретаря "Росатомфлота" Екатерины Ананьевой, такие туристические рейсы стали регулярными. Совершались они, главным образом, на атомоходах "Советский союз" и "Ямал". А последние несколько лет для для этого используют атомный ледокол "50 лет Победы", который способен взять на борт (помимо своей штатной команды) еще 120 туристов. Путешествие это не из дешевых: туроператор предлагает путевки по средней цене 25 тысяч долларов за место. Но желающих все равно много - заявки на этот экзотический тур приходят от состоятельных граждан со всего мира. Нынешний рейс атомохода "50 лет Победы" на Северный полюс уже четвертый с начала 2013 года, сообщили в "Росатомфлоте". И, судя по всему, не последний.
Досье "РГ"
На Северный полюс в разное время ходили, рискуя жизнью, на лыжах, пробивались туда на собачьих упряжках, пытались добраться по воздуху - на дирижаблях, воздушных шарах и других летательных аппаратах. Наши герои-подводники и американцы шли туда подо льдом - на атомных подводных лодках. А из ста посещений Северного полюса надводными судами 85 приходится на СССР и Россию. Восемь раз до макушки Земли добирался шведский дизельный ледокол "Оден" и однажды - их же теплоход Vidar Viking, трижды СП посещали ледоколы США и Германии и всего один раз - ледокол из Канады. Из российских судов, помимо атомных ледоколов, 21 июля 1994 года Северного полюса достиг дизельный ледокол "Капитан Драницын", и трижды - в 2005, 2007 и 2010 годах - научно-исследовательское судно "Академик Федоров" (капитаны Михаил Калошин и Валерий Викторов).