05.08.2013 00:50
Общество

Владимир Петросян: В Москве пенсионеры не получают меньше 12 тысяч рублей

Владимир Петросян: В Москве пенсионеры не получают меньше 12 тысяч рублей
Текст:  Любовь Проценко
Российская газета - Федеральный выпуск: №170 (6146)
Каждый третий житель столицы, а это 4,5 миллиона москвичей, пользуются социальной поддержкой города. О том, что нового появилось и появится в ближайшее время в этой сфере, рассказал на "Деловом завтраке" в "Российской газете" и.о. министра правительства Москвы, руководитель департамента социальной защиты населения города Владимир Петросян.
Читать на сайте RG.RU
Владимир Петросян на "Деловом завтраке" в "РГ"

В Москве стартовал пилотный проект, участников которого город обеспечит жильем, если они возьмут из детских домов на воспитание 5 и более детей-сирот, трое из которых будут инвалидами или детьми старшего возраста. Не боитесь, что вся столичная очередь хлынет к вам за бесплатными квартирами?

Владимир Петросян: В этом году под данный проект будет выделено 20 квартир. А всего в течение 5 лет планируем предоставить 100.

Но желающие принять участие в нем уже появились?

Владимир Петросян: Мы получили пока 17 заявок. Первая семья - москвичей Спесивцевых, у которых восемь своих детей и шестеро приемных, и на всех - лишь трехкомнатная квартира, скоро справит новоселье. Решение о выделении ей более просторной квартиры принято. Да и прежняя "трешка" останется в распоряжении семьи.

А что собой представляют другие желающие стать приемными родителями? Есть из других регионов заявки? Ведь вы пригласили в проект всех россиян?

Владимир Петросян: Пока обращаются москвичи. И не только семьи, в которых есть дети, свои или приемные. Например, молодая пара врачей еще их не имеет, но тоже хочет войти в программу.

А вдруг кем-то руководит корысть? Нужна столичная квартира, и они готовы на все...

Владимир Петросян: О мотивах людей всегда можно только догадываться. Наши специалисты беседуют с каждым из потенциальных участников проекта. Я считаю, что с первых дней запуска программы потребуется специальная наблюдательная комиссия, которая будет контролировать, как реализуется эта программа.

4,5 миллиона москвичей, или каждый третий житель столицы, пользуются социальной поддержкой города

А многодетные московские семьи, которые родили и воспитывают своих детей, не ожидая, пока власти их обеспечат квартирой, не обидятся? Среди них наверняка нуждающихся в улучшении жилищных условий тоже хватает?

Владимир Петросян: В Москве сегодня проживают 86 тысяч многодетных семей, в которых воспитываются 217 тысяч детей. В очереди на улучшение жилищных условий состоят около 5,5 тысячи семей. Мы о них не забыли. Сейчас правительством Москвы разрабатываются меры дополнительной поддержки таких семей, и одна из них направлена как раз на решение квартирного вопроса многодетных москвичей. Жилищным кодексом РФ не предусмотрено первоочередное предоставление жилья таким семьям. Мы же постараемся решить этот вопрос на региональном уровне.

А многодетные - это сколько детей?

Владимир Петросян: Три и более. Причем Москва - единственный в стране регион, где семья считается многодетной до тех пор, пока самому младшему ребенку не исполнится 18 лет. Если бы этой нормы не было, многодетных семей в городе вдвое бы уменьшилось. В других регионах нет такой нормы, там семья при достижении 18 лет старшего ребенка утрачивает право пользоваться льготами. Они же у нас в Москве довольно ощутимые. Например, на оплату услуг ЖКХ такие семьи получают компенсацию 522 или 1100 рублей в зависимости от количества детей в семье. Да еще от 30 до 50% скидки на оплату жилищно-коммунальных платежей, 675 рублей ежемесячно выплачивается на удорожание стоимости продуктов питания, 750 рублей - с учетом роста стоимости жизни. Имеются серьезные льготы на лекарственные средства, компенсации за летний отдых, детский сад, бесплатный проезд на городском транспорте и многое другое.

Помощь по адресу

В последнее время московские власти делают акцент на то, что социальная помощь должна быть адресной, в том числе и многодетным.

Владимир Петросян: Адресность вводится не для экономии бюджетных средства. Их из года в год на социальные нужды в Москве тратится все больше, а для того, чтобы более весомой, ощутимой стала помощь москвичам, реально нуждающимся в ней. К примеру, семьям, попавшим в трудную ситуацию.

У вас проходит эксперимент по изменению порядка предоставления продовольственной помощи. Что собой представляет электронный сертификат? Он оправдал себя?

Владимир Петросян: Безусловно. Судите сами. Человек потерял работу, а жена находится в декрете. Он приходит к нам в центр социальной помощи и говорит: помогите! Что мы могли сделать? Вручали ему пакет с килограммом гречки, риса, макарон, банкой тушенки, сахара, кусочком кекса на десерт... Словом, то, что без проблем долго хранится. Писем получали множество. То "тушенка не та", будто мы можем вскрыть и проверить каждую банку заранее, то "я гречку не ем...". Поэтому мы решили провести эксперимент в Центральном административном округе, и уже с 1 мая предоставляем продовольственную помощь через электронное приложение к социальной карте москвича. Теперь, используя социальную карту на кассе магазина, человек может приобрести любые свежие продукты на сумму 500 рублей, кроме алкоголя и табака. Понимаете, электронный сертификат дает возможность самостоятельно выбирать те продукты, которые человеку нравятся. Это намного удобнее.

На 500-то рублей? Вы шутите?

Владимир Петросян: Нисколько! Я ведь сам хожу покупать продукты для всей семьи на рынок и в магазины и знаю, что можно купить на 500 рублей: 250 граммов колбасы вареной, литр молока, баночку сметаны, творог, буханку хорошего хлеба, плюс 250 граммов шоколадных конфет...

Используя электронный сертификат на кассе магазина, человек может приобрести любые свежие продукты на 500 рублей

И что, этим семью накормишь?

Владимир Петросян: Мы же вникаем в особенности каждой жизненно сложной ситуации. Если речь о семье идет, можем оказать каждому ее члену адресную помощь. Например, всех на время прикрепить к центру социального обслуживания для получения горячих обедов. А безработному главе семейства посодействуем в постановке на учет в службу занятости, где ему помогут найти работу.

Для инвалидов главное - реабилитация

Владимир Аршакович, Сергей Собянин поручал вам провести обследование инвалидов первой и второй групп. Провели?

Владимир Петросян: В Москве проживают 144 555 инвалидов первой и второй групп инвалидности. Впервые по поручению врио мэра социальные работники провели комплексное обследование условий их жизни, побеседовали и завели электронные паспорта на 89 тысяч человек. 16 тысяч москвичей отказались от участия в соцопросе, поскольку они живут в семьях с достатком и их близкие сами способны решить возникающие у них проблемы. Осталось опросить тех, кто по объективным причинам отсутствует по месту регистрации - выехал в санаторий, на дачу или проходит длительное лечение, в том числе за границей.

Что показывают первые выводы: в чем больше всего нуждается эта категория москвичей?

Владимир Петросян: В реабилитационных услугах, товарах длительного пользования - холодильниках, стиральных машинах, электроплитах, комплексной уборке квартир, тревожных кнопках. Из бюджета города на реализацию этой программы с начала года уже выделено 400 млн руб., еще 460 млн руб. заложено на 2014 год.

Мы провели комплексное обследование условий жизни инвалидов и завели электронные паспорта на 89 тысяч человек.

Какие именно оказываются реабилитационные услуги?

Владимир Петросян: Они адресованы самым тяжелым инвалидам - шейникам, спинальникам. В городе остро не хватает реабилитационных центров - у нас только инвалидов-колясочников более 10 тысяч, а мест в стационарах 100. Поэтому закупаем реабилитационные услуги в негосударственных учреждениях, таких как "Преодоление", "Три сестры", "Огонек", частное учреждение здравоохранения "Марфо-Мариинский медицинский центр "Милосердие", "Центр лечебной педагогики", Международная клиника восстановительного лечения методом В.И. Козявкина и другие. Также впервые заключен прямой договор с лечебно-реабилитационным центром Министерства здравоохранения РФ, и в августе инвалиды получат возможность в любой удобной для них форме - стационарной, амбулаторной либо на дому в интерактивном режиме дистанционно (с использованием Интернета) пройти курс реабилитации высокого уровня с использованием новейших реабилитационных методик и разработок. Но поскольку и этого недостаточно, вот уже два года закупаем также услуги мобильных реабилитационных бригад для этих категорий инвалидов. Наша задача - предоставить востребованные реабилитационные услуги инвалидам в удобной для каждого из них форме. В системе соцзащиты работают 11 реабилитационных центров и 87 реабилитационных отделений при территориальных центрах соцобслуживания и социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, из них - 29 отделений для детей-инвалидов. Эти учреждения оказывают им услуги по реабилитации с применением различных методик. Для тех инвалидов, которым в силу особенностей их состояния здоровья трудно добраться до наших учреждений, оказываем реабилитационные услуги "мобильными бригадами" преимущественно на дому, а у кого нет такой возможности, тех готовы принять специалисты в отделениях реабилитации инвалидов в районных центрах соцобслуживания. При этом инвалид имеет возможность одновременно и комплексно получить услуги специалистов - терапевта, невролога, кардиолога, хирурга, уролога, психотерапевта, реабилитолога, массажиста, физиотерапевта, врача ЛФК.

Только в этом году услугами мобильных бригад воспользуются более 500 тяжелых инвалидов.

Владимир Аршакович, Москва давно работает по созданию в городе безбарьерного пространства. Раньше эта программа адресовалась маломобильным гражданам, людям с ограниченными физическими возможностями. А сейчас она называется "Город, удобный для всех". Произошла смена названия?

Владимир Петросян: Скорее уточнение идеологии. Считал и считаю, что удобный город нужен не только инвалидам, но и пожилым людям, молодым мамам, беременным женщинам, всем москвичам.

Согласны. Но где в Москве увидишь, например, пеленальный столик?

Владимир Петросян: В каждом центре социального обслуживания и управлении социальной защиты, на некоторых станциях метрополитена, в крупных торговых центрах.

Ну а лифты в метро?

Владимир Петросян: Устанавливаются на всех новых станциях.

Но не на всех работают...

Владимир Петросян: Недавно по поручению и.о. заммэра Анастасии Раковой мы проверили 2000 лифтов и подъемников в подземке, жилых домах, поликлиниках и т. д. На момент проверки работало 75%. Честно говоря, я ожидал худших результатов. Остальные 25% - где-то кнопка не сработала, а где-то диспетчера на месте не оказалось. Думаю, по всем этим фактам будут приняты меры.

О чем спрашивают ваших сотрудников на улице?

Владимир Петросян: Про соцвыплаты, льготы, меры соцподдержки. Специалисты, консультирующие людей через мобильные приемные, раздают памятки с разъяснениями. Но самую полную информацию любой москвич может получить на портале правительства Москвы, www.mos.ru, который так и называется: "Москва для жизни, для людей".

P.S.

Мы спросили руководителя департамента соцзащиты, есть ли что-то в других городах мира, что хотелось бы организовать в Москве? "Конечно, - ответил Владимир Петросян. - На меня большое впечатление произвело, как в Швеции работают с дементными больными и страдающими болезнью Альцгеймера. Это совершенно нормальные люди, но они страдают расстройством памяти и могут, например, уйти из дома и не вернуться, потому что не помнят, где их дом и как их зовут. У нас в России да и в Москве такие больные содержатся большей частью в психоневрологических интернатах, но это неправильно. В Швеции существуют специальные методики работы с ними, очень бережные. Например, в центрах, где они живут, им разрешают приносить из дома любимые вещи, создаются специальные ретрокомнаты, которые помогают этим людям не потерять последнюю память и связь времен. Несколько лет назад, впервые вернувшись из Стокгольма, я создал в пансионате N 17 отделение для таких больных на 120 мест, куда из психоневрологических интернатов были переведены наши бабушки и дедушки. И теперь они живут совершенно в других условиях, но этого мало. Нам нужны специальные программы и методики, другие возможности, и мы обязательно их создадим, я надеюсь, в самое ближайшее время. Ну а чтобы лучше понимать, что нужнее всего москвичам, мы организовали мобильные приемные департамента соцзащиты. Многие наверняка видели эти микроавтобусы, которые стоят в самых людных местах Москвы - у торговых центров, возле станций метро и в других точках города".

Соцсфера Соцзащита Пенсии и пособия Москва Правительство Москвы Столица